Я-концепция как совокупность представлений о себе, сопряжённая с их оценкой, формируется в процессе взаимодействия индивида с окружающей средой и с момента своего зарождения становится активным началом, фактором, определяющим развитие личности.
Сензитивным в формировании позитивной Я-концепции является младший школьный возраст, так как на данном этапе Я-концепция характеризуется наибольшей пластичностью, поэтому возможно её качественное изменение в ходе значимой для ребёнка учебно-познавательной деятельности, структура которой позволяет органично включить в её содержание педагогически управляемый процесс формирования у младшего школьника позитивной Я-концепции.
В возрастной и педагогической психологии младший школьный возраст занимает особое место: в этом возрасте осваивается учебная деятельность, формируется произвольность психических функций, возникают рефлексия, самоконтроль, а действия начинают соотноситься с внутренним планом.
Учебная деятельность является одним из важнейших факторов, оказывающим влияние на формирование самооценки детей младшего школьного возраста, поэтому учитель начальных классов должен знать психологические особенности младших школьников и учитывать индивидуальные особенности самооценки в учебном процессе, осуществляя индивидуальный и дифференцированный подход в обучении.
Актуальность решения задачи формирования у младших школьников позитивной Я-концепции в учебно-познавательной деятельности подтверждается сохраняющимися в практике начального обучения противоречиями:
1) между преимущественной ориентацией педагогов на конечный знаниевый результат обучения и необходимостью целостного личностного развития ребёнка (не только интеллектуального, но и мотивационного, эмоционального, нравственного);
2) между высокими потенциальными возможностями учебно-познавательной деятельности в плане реализации требований к ученику на этапе перехода в основную школу и их явной недооценкой в современной практике начального образования;
3) между имеющимися научными исследованиями и методическими разработками по развитию отдельных, востребованных в настоящее время качеств личности младшего школьника (ответственность, самостоятельность, инициативность, способность к рефлексии и др.) и отсутствием в реальном образовательном процессе начальной школы целостного подхода к формированию позитивной Я-концепции, обусловливающей развитие данных качеств.
Названные противоречия обусловливают необходимость разработки модели организации учебно-познавательной деятельности, обеспечивающей эффективное формирование позитивной Я-концепции младших школьников, что и составляет проблему данного исследования.
Актуальность данной проблемы, её недостаточная теоретическая и практическая разработанность в логике современных требований к организации образовательного процесса в начальной школе явились основанием для определения темы нашего исследования: «Формирование у младших школьников Я-концепции».
Объект исследования – личностная сфера младшего школьника
Предмет исследования – особенности Я-концепции младшего школьника
Цель исследования – выявить особенности формирования Я-концепции в младшем школьном возрасте.
Гипотеза исследования состоит в том, что в ходе учебно-познавательной деятельности возможно эффективное формирование у младших школьников позитивной Я-концепции.
Задачи исследования:
изучить и проанализировать психолого – педагогическую литературу по теме исследования;
рассмотреть особенности и харатеристику Я-концепции;
выявить психологические особенности младшего школьного возраста;
провести исследование по формированию Я-концепции в младшем школьном возрасте.
Методологическую основу нашего исследования составили труды Рогова Е. И., Зимней И. А., Божович Л. И.
Методы исследования:
- теоретические (анализ литературы по теме исследования);
- эмпирические (наблюдение, тестирование);
- методы математической обработки данных.
Результаты экспериментального изучения самооценки спортсменов
Экспериментальное изучение самооценки спортсменов включает в себя исследование: специфики самооценки спортсменов, ее психологических детерминант, роль в процессе адаптации к спортивной и учебной деятельности, а также возможности самопознания как средства коррекции характеристик самооценки. Самооценка изучается по показателям ее выраже ...
Выводы
Процесс принятия решений в профессиональной деятельности рассматривается как рациональный процесс, как серия стадий и этапов (сбор информации, выявление причин возникновения проблемы, формулирование целей решения проблемы, обоснование стратегий решения проблемы, разработка вариантов решения, выбор лучшего варианта, корректировка и реали ...
Анализ результатов контрольного исследования уровня школьной мотивации по
методике Н.Г. Лускановой
Цель: исследование школьной мотивации у подростков после коррекционно–развивающей программы. Дата проведения: 5.07.2005.
Общий уровень школьной мотивации в группе средний. Четверо подростков (02, 04, 05,09)-40% имеют уровень школьной мотивации выше среднего. Эти учащиеся отличаются наличием познавательных мотивов, стремятся успешно вып ...
Разделы