Рассмотрев Я-концепцию в исследованиях ученых можно прийти к общему определению, что Я-концепция – это относительно устойчивая, более или менее осознанная, переживаемая как неповторимая система представлений индивида о самом себе, на основе которой он строит взаимодействия с другими людьми и относиться к себе. Я-концепция – это предпосылка и следствие социального воздействия, определяется социальным опытом.
Я-концепцию можно рассмотреть как совокупность установок, направленных на самого себя. В основном установки подчеркивают три главных элемента:
1. Убеждение, которое может быть обусловленным и не обусловленным. Когнитивная составляющая установки (образ Я) – представление индивида о самом себе, как правило кажутся ему убедительными независимо от того, основываются ли они на объективном знании или субъективном мнении, являются ли они истинными или ложными. Конкретные способы самовосприятия, ведущего к формированию образа «Я», могут быть самыми разными.
2. Эмоциональное отношение к этому убеждению. Эмоционально – оценочная составляющая (самооценка) – аффективная оценка этого представления, которая может обладать различной интенсивностью, поскольку конкретные черты образа «Я» могут вызывать более или менее сильные эмоции, связанным с их принятием или осуждением. Эта оценка может быть обусловлена соответствующими стереотипами, бытующие в той или иной социальной среде. Источником оценочных знаний различных представлений о себе является его социальное окружение, в котором они нормативно фиксируются в языковых значениях. И источником оценочных представлений индивида могут быть так же социальные реакции, на какие то его проявления и самонаблюдения.
3. Соответствующая реакция, которая, в частности, может выражаться в поведении. Поведенческая составляющая – или потенциальная поведенческая реакция, то есть те конкретные действия, которые могут быть вызваны образом «Я» и самооценкой. Человек не всегда ведет себя в соответствии со своими убеждениями. Нередко прямое, непосредственное выражение установки в поведении модифицируется или вовсе сдерживается, в силу его социальной неприемлемости, нравственных сомнений индивида или его страха перед возможными последствиями ) (19. С.149.)
Я-концепция контролирует и интегрирует поведение индивида, но она оказывает влияние скорее на выбор направления активности, чем непосредственно направляет эту активность. Обладая относительной стабильностью, Я-концепция обусловливает довольно устойчивые схемы поведения, характерные для данного человека.
Сложившаяся Я-концепция обладает свойством самоподдержания. Благодаря этому у человека создается ощущение своей постоянной определенности, само – тождественности.
Самосогласованность Я-концепции не является абсолютной. Поведение индивида бывает разным в зависимости от ситуации, в которой он находится, от принятой им психологической или социальной роли. Такая рассогласованность, как правило, соответствует неперекрывающимся контекстам, ситуациям в жизни человека. В каждой из таких ситуаций человек формирует несколько отличные образы «Я» и шаблоны поведения, соответствующие требованиям данной ситуации. Даже при относительной жесткости Я-концепции человек сохраняет возможности для адаптации к меняющимся внешним условиям, для самоизменения, развития, необходимого для решения стоящих перед ним задач. Неожиданное осознание неадекватности существующего Я-образа, вызванное этим замешательство и последующее исследование, направленное на поиск новой идентичности, более соответствующей реальности, – это процесс самопознания и самостроительства, который идет всю жизнь.
Стабильность Я-концепции обеспечивает человеку чувство уверенности в направлении своего жизненного пути, в восприятии своих различных жизненных ситуаций как единого непрерывного в своей преемственности опыта. Еще одна функция Я-концепции – интерпретация жизненного опыта. Сталкиваясь с одним и тем же событием, разные люди по разному его понимают. Проходя через фильтр Я-концепции, информация осмысливается, и ей присваивается значение, соответствующее уже сформировавшимся представлениям человека о себе и о мире.
Очень важно с раннего детства формировать у человека позитивное отношение к себе, уважение к себе, уверенность в себе и своих силах, способствующие более полной жизненной реализации.
Сформировавшиеся представления о себе также определяют ожидания человека в отношении своего будущего. Если человек уверен в собственной значимости, он ждет соответствующего отношения от окружающих и наоборот.
Осознание этого механизма позволяет увидеть, что работа с Я-концепцией как с объектом осознанного творчества может позволить человеку перестать быть зависящим от прошлого, сформировавшихся в нем убеждений и стать творцом собственного настоящего и будущего. Использование этих закономерностей лежит в основе метода управляемой визуализации, широко используемого разными направлениями гуманистической психологии для избавления от ограничивающего опыта прошлого, формирования желательного будущего.
Мотивация трудовой
деятельности
Мотивация является одним из основных факторов, определяющих эффективность трудовой деятельности.
Мотивация - это побуждение себя и других к деятельности для достижения личных целей или целей организации. Психологи выделяют два вида мотивации: внутреннюю и внешнюю. Внутренняя мотивация связана с интересом к деятельности, со значимостью ...
Результаты исследования типа универсальных ценностей.
При использовании опросника Ш. Шварца Таблица 5.1. (Приложение 3) выявлены данные, которые схожи с показателями, полученными по Методике М. Рокича. Показатели нормативных идеалов и показатели индивидуальных приоритетов различаются, заметно снижение средних показателей ценностных ориентаций, так как не все ценностные ориентации личности ...
Выводы
Стиль управления - устойчивая система способов, методов и форм воздействия руководителя, создающая своеобразный почерк управленческого поведения.
Выделяют три стиля управления, наиболее часто использующиеся для характеристики управленческой деятельности: авторитарный (директивный), демократический (коллегиальный), либеральный (попустит ...
Разделы