Материалы » Я-концепция как совокупность представлений о себе » Содержание и особенности Я-концепции

Содержание и особенности Я-концепции
Страница 2

Рассмотрев Я-концепцию в исследованиях ученых можно прийти к общему определению, что Я-концепция – это относительно устойчивая, более или менее осознанная, переживаемая как неповторимая система представлений индивида о самом себе, на основе которой он строит взаимодействия с другими людьми и относиться к себе. Я-концепция – это предпосылка и следствие социального воздействия, определяется социальным опытом.

Я-концепцию можно рассмотреть как совокупность установок, направленных на самого себя. В основном установки подчеркивают три главных элемента:

1. Убеждение, которое может быть обусловленным и не обусловленным. Когнитивная составляющая установки (образ Я) – представление индивида о самом себе, как правило кажутся ему убедительными независимо от того, основываются ли они на объективном знании или субъективном мнении, являются ли они истинными или ложными. Конкретные способы самовосприятия, ведущего к формированию образа «Я», могут быть самыми разными.

2. Эмоциональное отношение к этому убеждению. Эмоционально – оценочная составляющая (самооценка) – аффективная оценка этого представления, которая может обладать различной интенсивностью, поскольку конкретные черты образа «Я» могут вызывать более или менее сильные эмоции, связанным с их принятием или осуждением. Эта оценка может быть обусловлена соответствующими стереотипами, бытующие в той или иной социальной среде. Источником оценочных знаний различных представлений о себе является его социальное окружение, в котором они нормативно фиксируются в языковых значениях. И источником оценочных представлений индивида могут быть так же социальные реакции, на какие то его проявления и самонаблюдения.

3. Соответствующая реакция, которая, в частности, может выражаться в поведении. Поведенческая составляющая – или потенциальная поведенческая реакция, то есть те конкретные действия, которые могут быть вызваны образом «Я» и самооценкой. Человек не всегда ведет себя в соответствии со своими убеждениями. Нередко прямое, непосредственное выражение установки в поведении модифицируется или вовсе сдерживается, в силу его социальной неприемлемости, нравственных сомнений индивида или его страха перед возможными последствиями ) (19. С.149.)

Я-концепция контролирует и интегрирует поведение индивида, но она оказывает влияние скорее на выбор направления активности, чем непосредственно направляет эту активность. Обладая относительной стабильностью, Я-концепция обусловливает довольно устойчивые схемы поведения, характерные для данного человека.

Сложившаяся Я-концепция обладает свойством самоподдержания. Благодаря этому у человека создается ощущение своей постоянной определенности, само – тождественности.

Самосогласованность Я-концепции не является абсолютной. Поведение индивида бывает разным в зависимости от ситуации, в которой он находится, от принятой им психологической или социальной роли. Такая рассогласованность, как правило, соответствует неперекрывающимся контекстам, ситуациям в жизни человека. В каждой из таких ситуаций человек формирует несколько отличные образы «Я» и шаблоны поведения, соответствующие требованиям данной ситуации. Даже при относительной жесткости Я-концепции человек сохраняет возможности для адаптации к меняющимся внешним условиям, для самоизменения, развития, необходимого для решения стоящих перед ним задач. Неожиданное осознание неадекватности существующего Я-образа, вызванное этим замешательство и последующее исследование, направленное на поиск новой идентичности, более соответствующей реальности, – это процесс самопознания и самостроительства, который идет всю жизнь.

Стабильность Я-концепции обеспечивает человеку чувство уверенности в направлении своего жизненного пути, в восприятии своих различных жизненных ситуаций как единого непрерывного в своей преемственности опыта. Еще одна функция Я-концепции – интерпретация жизненного опыта. Сталкиваясь с одним и тем же событием, разные люди по разному его понимают. Проходя через фильтр Я-концепции, информация осмысливается, и ей присваивается значение, соответствующее уже сформировавшимся представлениям человека о себе и о мире.

Очень важно с раннего детства формировать у человека позитивное отношение к себе, уважение к себе, уверенность в себе и своих силах, способствующие более полной жизненной реализации.

Сформировавшиеся представления о себе также определяют ожидания человека в отношении своего будущего. Если человек уверен в собственной значимости, он ждет соответствующего отношения от окружающих и наоборот.

Осознание этого механизма позволяет увидеть, что работа с Я-концепцией как с объектом осознанного творчества может позволить человеку перестать быть зависящим от прошлого, сформировавшихся в нем убеждений и стать творцом собственного настоящего и будущего. Использование этих закономерностей лежит в основе метода управляемой визуализации, широко используемого разными направлениями гуманистической психологии для избавления от ограничивающего опыта прошлого, формирования желательного будущего.

Страницы: 1 2 3


Мотивация трудовой деятельности
Мотивация является одним из основных факторов, определяющих эффективность трудовой деятельности. Мотивация - это побуждение себя и других к деятельности для достижения личных целей или целей организации. Психологи выделяют два вида мотивации: внутреннюю и внешнюю. Внутренняя мотивация связана с интересом к деятельности, со значимостью ...

Результаты исследования типа универсальных ценностей.
При использовании опросника Ш. Шварца Таблица 5.1. (Приложение 3) выявлены данные, которые схожи с показателями, полученными по Методике М. Рокича. Показатели нормативных идеалов и показатели индивидуальных приоритетов различаются, заметно снижение средних показателей ценностных ориентаций, так как не все ценностные ориентации личности ...

Выводы
Стиль управления - устойчивая система способов, методов и форм воздействия руководителя, создающая своеобразный почерк управленческого поведения. Выделяют три стиля управления, наиболее часто использующиеся для характеристики управленческой деятельности: авторитарный (директивный), демократический (коллегиальный), либеральный (попустит ...