Материалы » Характер и компьютерная зависимость » Влияние акцентуаций характера на формирование компьютерной зависимости. Программа эмпирического исследования.

Влияние акцентуаций характера на формирование компьютерной зависимости. Программа эмпирического исследования.
Страница 1

Если на компьютерную зависимость влияют индивидуальные особенности, то будет ли влиять тип характера на формирование зависимости. Эта проблема легла в основу нашего научного поиска.

Цель исследования: Исследовать влияние акцентуации характера как одной из его особенностей на уровень формирования компьютерной зависимости.

Объект исследования: подростки.

Предмет исследования: акцентуации характера, компьютерная зависимость.

Выборка: 23 человека.

Возраст учащихся: 14-16 лет.

База исследования: 8 «г» класс Сыктывкарской школы №38.

Этапы исследования:

I. Исследовательский этап

II. Аналитический этап

Исследовательский этап:

Цель: исследовать особенности характера и уровень компьютерной зависимости.

Задачи:

1. исследовать типы акцентуаций характера.

2. исследовать уровень компьютерной зависимости.

Для исследования типов акцентуации характера был использован опросник К. Леонгарда – Г. Шмишека. Опросник составлен из 88 вопросов, ответы на которые проставляются на регистрационном бланке, соответственно «+», если ответ утвердительный (да) и «минус», если ответ отрицательный (нет). После обработки анкеты записывается число баллов, полученное для каждого типа акцентуации. Максимально возможное число баллов равно 24.

18-24 балла – выраженная акцентуация по данному типу.

12-17 баллов – скрытая акцентуация.

Менее 12 баллов – отсутствие акцентуации по данному типу.

Для исследования компьютерной зависимости использован «Способ скрининговой диагностики компьютерной зависимости» [19, с.138] . Способ предлагает одиннадцать вопросов, на которые требуется отвечать в соответствии со шкалой. За ответ «никогда» - 1 балл, за ответ «редко» - 2 балла, за ответ «часто» - 3 балла, за ответ «очень часто» - 4 балла. Таким образом, метод выделяет четыре уровня компьютерной зависимости:

До 15 баллов — 0 % риска развития компьютерной зависимости;

16-22 балла — стадия увлеченности;

23-37баллов — риск развития компьютерной зависимости.

более 38 баллов — наличие компьютерной зависимости.

На стадии увлеченности подросток может остановиться в формировании тяги на одном из предшествующих периодов ее возникновения, таким образом, потребность исчезает быстрее. Но если этого не происходит и ребенок проходит все периоды формирования психологической потребности в виртуальной реальности, то, следовательно, данная стадия будет носить затяжной характер.

Во время стадии риска развития зависимости ребенок начинает сравнивать мир реальный и виртуальный и отдает предпочтение последнему. Компьютерная реальность позволяет детям осуществить свои мечты. На этой стадии необходимо провести профилактические программы.

Если более 38 баллов, то уже происходят серьезные изменения в ценностно-смысловой сфере ребенка. Происходит изменение самосознания и самооценки. Такие дети всегда, часто подолгу, играют без свидетелей, их потребность не изменяется и не исчезает с удовлетворением базовых физиологических потребностей. Для них компьютерная игра выступает в роли наркотика. Если в течение какого-то временного отрезка их тяга не замещается, то они впадают в состояние, близкое к своего рода ломке, испытывают отрицательные эмоции, становятся раздражительными и агрессивными, впадают в прострацию. Такие явления с клинической точки зрения называются психопатологией, или стилем существования, вызывающим данную патологию. Аналитический этап:

Страницы: 1 2


Формы проявления внимания
Классификация психических процессов, начатая еще во времена Аристотеля, дала начало дискуссиям, которые продолжаются до сих пор. Сегодня становится понятным, что любая дифференциация психических процессов является условной, так как в реальной жизнедеятельности человека они взаимосвязаны. В.В. Петухов предложил выделять две группы психи ...

Методики изучения адаптированности к деятельности
Состояние адаптированности студентов определялось по двум критери­ям: объективному (успешности деятельности) и субъективному (удовлетво­ренности ею). Использовались методики диагностики адаптированности к двум видам деятельности: учебной и спортивной. Методики изучения учебной адаптированности студентов. 1. Успешность учебной деятельн ...

Взаимосвязь педагогической психологии с другими науками
Уточнение предмета педагогической психологии требует также определения ее места среди других наук, прежде всего установления ее отношений к педагогическим дисциплинам, к общей и возрастной психологии. По мнению Б.Г. Ананьева, педагогическая психология - пограничная, комплексная отрасль знания, которая "заняла определенное место ме ...