Темперамент – врожденные особенности индивида, проявляющиеся в интенсивности, темпе и ритме протекания психических процессов и состояний. Является биологическим фундаментом, на котором формируется личность.
Темперамент человека отражается:
· на скорости протекания психических процессов и их устойчивости (например, скорость воспроизведения, устойчивость внимания и скорость его переключения, подвижности мыслительных процессов и т. д.).
· интенсивности реагирования на эмоциогенные раздражители (впечатлительности, силе эмоциональных переживаний, скорости смены эмоциональных состояний);
· скорости и силе моторных реакций, процессов (походке, мимике, пантомимике, жестах, речи и т. д.);
· избирательности психической деятельности и поведения (на стремлении к общению, к шумным компаниям или на склонности к уединению, на замкнутости).
Человек издавна делал попытки выделить и осознать типичные особенности психического склада различных людей и свести их многообразие к малому числу обобщенных портретов. Обобщенные портреты, построенные на сходстве поведения, способах выражения чувств, с глубокой древности называли типами темперамента. Наиболее ранняя из известных типологий была предложена еще врачом К. Галленом (11 в. до н. э.). Большой вклад в типологию темпераментов и составление их психологических портретов внесли Гиппократ и Кант. С тех пор темперамент привлекает внимание ученых.
Тип темперамента – врожденное свойство, но оно может несколько меняться под влиянием условий жизни или изменений, происходящих в организме.
Психологический портрет типов темпераментов впервые составил И. Кант. Дальнейшие исследования уточнили эти портреты.
Портрет сангвиника: высокая активность, богатая мимика, выразительные жесты. Живой, подвижный, стремящийся к частой смене впечатлений, быстро отзывающийся на окружающие события, быстро ориентирующийся в незнакомой обстановке, хорошо адаптируется, инициативен, сравнительно легко переживает неудачи, неприятности. Сангвиник очень продуктивен, если деятельность его интересует. Если он безразлично относится к предмету или деятельности, то он становится вялым, скучным. Он склонен скользить по поверхности, обходить трудности, торопиться с принятием решений. "Доверяй, но проверяй", – принцип подхода к сангвинику, ибо в решениях ему не хватает продуманности, в интересах – постоянства, в поступках – настойчивости.
Портрет флегматика. У него относительно низкая нервно-психическая активность, ровная мимика, речь. Флегматик невозмутим, спокоен даже в сложнейших ситуациях, настроение ровное. Уравновешен и спокоен в делах и поступках, тщательно планирует деятельность, стремится к системе, основателен. В меру общителен. Вместе с тем, инертен, медленно переключается с одной работы на другую. "Не торопи", – таким должен быть подход к флегматику.
Портрет меланхолика. Низкий уровень активности, приглушенная мимика, речь, быстро утомляется. Он легко раним, склонен глубоко переживать даже незначительные события, но внешне вяло реагирует на них. Ему свойственны астенические, легко возникающие переживания, повышенная впечатлительность, застенчивость. По-настоящему хорошо чувствует себя в привычной обстановке, в которой способен проявлять настойчивость, упорство, быть активным. С новыми людьми испытывает чувство неловкости, не уверен в себе, тревожен. Однако это тонко чувствующий, осмотрительный человек и преданный друг. "Не навреди", – принцип подхода к меланхолику.
Опыт практической работы МДОУ №12 г.Зеи
Работа с агрессивными детьми осуществляется в различных формах: профилактической индивидуальной беседы, интервью, диагностики, психологического консультирования, индивидуальной и групповой психокоррекции.
На первом этапе работы специалисты ДОУ №12 стремятся создать атмосферу доброжелательности, оптимизма, непосредственности, искренност ...
Психологические механизмы художественного творчества
Художественное творчество начинается с обострённого внимания к явлениям мира и предполагает “редкие впечатления”, умение их удержать в памяти и осмыслить.
Важным психологическим фактором художественного творчества является память. У художника она не зеркальна, избирательна и носит творческий характер.
Творческий процесс немыслим без в ...
Практические рекомендации
1. Предложенная программа коррекции характеристик самооценки в виде специально организованного и педагогически направляемого процесса самопознания может быть использована в целях формирования оптимальной выраженности уровня, адекватности и дифференцированности самооценки студентов, занимающихся спортом, в рамках в обучения в вузе. Про ...
Разделы