Характер

В психологии понятие «характер» (греч. «печать», «чеканка») означает совокупность устойчивых индивидуальных особенностей личности, которые складываются и проявляются в деятельности и общении, обуславливая типичные для нее способы поведения.

Понятие характера весьма различается в теоретических построениях отдельных авторов.

В современной и зарубежной характерологии можно выделить три направления:

1. Конституционально-биологическое. Характер, по существу, сводиться к сумме конституции и темперамента.

2. Психоаналитическое. Характер объясняется исходя из бессознательных влечений человека.

3. Идеологические. Характер заключается в торможении инстинктов, которое определяется этико-логическими санкциями.

По мнению А.Г. Ковалева характер – это своеобразие склада психологической деятельности, проявляющейся в особенностях социального поведения личности.

В характере каждого человека следует видеть единство устойчивых и динамических свойств. Основа характера складывается постепенно, укрепляется в процессе жизни и становиться типичной для данного человека, а конкретные проявления характера могут видоизменяться в зависимости от ситуаций, в которой находиться человек, под влиянием людей, с которыми он общается. Решающим для понимания характера является отношение между общественно и личностно значимым для человека. Именно направленность личности лежит в основе единства, цельности и силы характера. Однако характер и направленность личности не одно и тоже. Главное условие образования характера – наличие целей жизни. Бесхарактерному человеку свойственно отсутствие или разбросанность целей. Направленность личности накладывает отпечаток на все поведение человека. В этой сформировавшейся системе всегда что-то выдвигается на первый план, доминирует в ней, придавая характеру человека своеобразный колорит. Важнейшее теоретическое и практическое значение при изучении характера и выборе психолого-педагогических средств воздействия имеет правильное понимание его природы и входящих в него компонентов.

В психологии существуют следующие точки зрения на природу характера: одни считают, что он наследственно обусловлен; другие – что он целиком определяется условием жизни; третьи – что характер имеет как наследственно обусловленные, так и приобретенные свойства.

Первой точке зрения свойственна биологизация характера, вторая является другой крайностью - социалогизацией характера, сводящей на нет роль биологического фактора. Обе точки зрения ошибочны, поскольку не соответствуют действительности. Более реально отражает природу характера принятая в отечественной психологии точка зрения, согласно которой характер не врожден, но в его проявлениях сказываются и особенности организации (и в первую очередь нервной системы, генотипа). По мнению Ю.Б. Гиппенрайтер, необходимо рассматривать определенные свойства организма как биологические или генотипические предпосылки характера. Согласно положениям современной генетики, наследуется лишь «норма реакции», т.е. набор различных способов реагирования на влияние среды.

Анализ проблемы «биологических основ характера» позволяет следующие выводы:

1. Детерминанты свойств характера следует искать как в особенностях генотипа, так и в особенностях воздействия среды;

2. Степень относительного участия факторов наследственности и влияния среды в формировании характера может быть различной;

3. Генотипические и средовые влияния на характер могут привести к эффекту «алгебраического сложения». Как считает Ю.Б. Гиппенрайтер, при неблагоприятном сочетании даже сильная генотипическая предрасположенность может не реализоваться, или не привести к патологическим отклонениям характера.


Психология судебной деятельности
1. Психологическая структура судебной деятельности (ПССД). 2. Психологическая структура судебной деятельности. 3. Формирование убеждения и вынесение приговора судом в судебных коллегиях. Психологическая структура судебной деятельности: а) рассмотрение дела судом; б) судебное следствие; в) обвинение и защита (прения); г) последнее ...

Эмпирическое исследование взаимосвязи самоактуализации и уровня притязания. Программа эмпирического исследования
Теоретический анализ самоактуализации и уровня притязания позволил разработать и реализовать программу эмпирического исследования целью,которой является изучение взаимосвязь самоактуализации и уровня притязания личности Объект исследования: самоактуализация личности Предмет исследования: характеристики самоактуализации личности у подр ...

Запоминание
Запоминание — это процесс запечатления и последующего сохранения воспринятой информации. По степени активности протекания этого процесса принято выделять два вида запоминания: непреднамеренное (или непроизвольное) и пред­намеренное (или произвольное). Непреднамеренное запоминание — это запоминание без заранее поставленной цели, без исп ...