Наиболее известна система «стадий», где в качестве основного признака их разграничения используется наличие или отсутствие детей в семье и их возраст. Е. Дюваль (E. M. Duvall, 1957), например, выделил следующие фазы в жизненном цикле семьи:
1. Встреча будущих супругов, их эмоциональное притяжение друг к другу.
2. Принятие и развитие новых родительских ролей.
3. Принятие в семью новой личности (ребенка). Переход от диадных отношений супругов к отношениям в треугольнике.
4. Введение детей во внесемейные институты.
5. Принятие подростковости детей.
6. Экспериментирование с независимостью.
7. Подготовка к уходу детей из семьи.
8. Уход детей из семьи, принятие их ухода, жизнь супругов «глаза в глаза».
9. Принятие факта ухода на пенсию и старости.
Ученые предлагают разные классификации жизненного цикла семьи в зависимости от тех критериев, которые кладутся в основание такой классификации. В частности Дж. Бернард и Л. Томпсон предлагают типологию из восьми стадий, каждый из которых различаются своей продолжительностью, интенсивностью и содержанием:
1. I стадия: начало семьи, замужняя пара без детей, продолжительность приблизительно 2 года,
2. II стадия: рождение детей и уход за ними - приблизительно 2, 5 года,
3. III стадия: семья с детьми-дошкольниками (до 6 лет) - приблизительно 3, 5 года,
4. IV стадия: семья с детьми-школьниками (от 6 до 13 лет) - приблизительно 7 лет,
5. V стадия: семья с подростками (тинэйджерами) (от 13 до 20 лет) - приблизительно 7 лет,
6. VI стадия: семья как ячейка, которую начинают покидать дети (старшие обзавелись собственной семьей, младшие готовы последовать за ними) - приблизительно 6, 5 лет,
7. VII стадия: семья в середине пути («пустое гнездо», до момента выхода супругов на пенсию) - приблизительно 13, 5 лет,
8. VIII стадия: пожилая семья (выход на пенсию, до момента смерти обоих супругов) - приблизительно 16 лет и более.
Самыми интенсивными и напряженными считаются II и III стадии цикла, занимающие вместе около 6 лет. Мать с детьми-дошкольниками особенно перегружена заботами и работой, для нее это период наибольшей усталости. По мере взросления детей ее нагрузки снижаются. На поздних стадиях на первый план выступают забота стариков о своем здоровье и проблемы физической усталости.
Некоторые ученые делят жизненный цикл семьи на 5 стадий:
1. приспосабливание пары к семейному положению;
2. рождение детей;
3. воспитание детей;
4. подготовка детей к самостоятельной взрослой жизни;
5. старение.
При анализе стадий развития супружеских отношений выделяются: молодое супружество, супружество среднего возраста и супружество зрелых лет.
Молодое супружество продолжается менее пяти лет. Возраст супругов – от 18 до 30 лет. В этот период они привыкают друг к другу, покупают мебель и предметы обихода, часто не имеют собственной квартиры и живут с родителями одного из них. Со временем появляется квартира, которая постепенно обставляется, строится собственное домашнее хозяйство. Супруги ожидают детей, с рождением которых возникают обязанности, связанные с уходом и заботой о них. В профессиональной области молодые супруги только приобретают какую-либо квалификацию, постепенно они достигают определенного положения, адаптируются к новой семейной обстановке. Жена некоторое время находится в декретном отпуске. Совместная жизнь требует немалых затрат, в том числе психологических, поэтому их материально и «морально» поддерживают родители.
Теория личности А. Маслоу
А. Маслоу (1908—1970) получил три ученых степени за исследование поведения приматов. Затем занимался психоанализом. Его увлечение восточной психологией и встречи с крупнейшими европейскими психологами, такими как Э. Фромм, А. Адлер, К. Хорни, М. Вертхаймер, которые переехали в Америку, спасаясь от Гитлера, побудили его к переосмыслению ...
Исследования проблемы профессиональных установок студентов,
обучающихся в вузе. Анкетирование
как метод исследования проблем профессиональных установок студентов
Важность изучения профессиональных установок студентов связана с выявлением цели обучения в университете и основной причины, по которой студенты выбирают именно данный тип учебного заведения. Выбор вуза выпускниками школ – это не только выбор места учебы, но и профессиональное самоопределение, признание ими приоритета определенного обра ...
Психологическое консультирование по проблеме развода в исследовании Карабановой
О.А.
Карабанова О.А. [3] утверждает, что основное содержание постразводного периода составляет перестройка семейной системы и ее стабилизация. В жизни семьи он проходит три фазы: 1) послеразводную (до одного года); 2) фазу перестройки (2—3 года); 3) фазу стабилизации (2—3 года). Каждая характеризуется собственными задачами, продолжительность ...
Разделы