Материалы » Особенности формирования самооценки у подростков с нарушением интеллекта » Методика экспериментального изучения особенностей самооценки у подростков с нарушением интеллекта. Организация исследования

Методика экспериментального изучения особенностей самооценки у подростков с нарушением интеллекта. Организация исследования
Страница 1

Целью констатирующего этапа исследования является выявления особенностей самооценки у подростков с нарушением интеллекта.

Задачи констатирующего этапа:

1. выявление уровня самооценки у подростков с нарушением интеллекта.

2. изучение особенностей оценки личностных качеств подростками с нарушением интеллекта

3. выявление эмоциональной окрашенности самооценки у подростков с нарушением интеллекта.

Исследование проводилось на базе двух общеобразовательных школ: МОУ лицей № 5 г.Мценска, МОУ специальная (коррекционная) школа № 14 г.Орла. В эксперименте принимали участие две группы детей подросткового возраста 12-14 лет: 10 человек массовой школы и 10 человек специальной (коррекционной) школы (список детей в приложении № 1).

Исследование проводилось в период с 03.03 по 25.03.09г. исследовательская работа включает в себя 3 экспериментальные методики: «Шкала самооценки» (по Ч.Д. Спилбергу, Ю.Л.Ханину); тест на нахождение количественного выражения уровня самооценки (по С.А. Будасси); «Какой Я?» ( Р.С. Немов).

1. Методика «Шкала самооценки» (по Ч.Д. Спилбергеру, Ю.Л. Ханину).

Цель. Исследование уровня тревожности в момент обследования (ситуативная тревожность) и уровня тревожности как устойчивой характеристики (личностная тревожность). Тест может применяться для лиц от 16 лет.

Порядок исследования. Тест методики зачитывается экспериментатором или предъявляется испытуемому списком на заранее приготовленных бланках. Тест состоит из 2 шкал, по 20 утверждений в каждой, раздельно оценивающих ситуативную, личностную тревожность.

Испытуемые, отвечая на утверждения опросника (№ 1,4 0), выбирают один из двух ответов: 1. да; 2. нет. Напротив номера утверждения записывают число, соответствующее выбранному ответу.

Инструкция. « Вам будет зачитан ряд утверждений. Внимательно прослушав каждое из них, выберите из двух возможных ответов один наиболее подходящий, по вашему мнению. Напротив номера утверждения запишите число, соответствующее выбранному вами ответу. Для утверждений с 1 по 40 варианты ответов таковы : 1. да; 2. нет. Вопросы есть? Начинаем».

«Возможно, что некоторые суждения покажутся вам чрезмерно личными, отвечайте на них искренне. Вы можете быть уверены, что обработка материала выполняется только психологами, и результаты не разглашаются окружающим».

Обработка данных анкеты. Результаты обрабатываются по двум различным формулам. При обработке учитываются прямые и обратные суждения.

В 1-ой шкале прямые суждения 3, 4, 6, 7, 9, 12, 13, 14, 17, 18.

Во 2- ой шкале 22, 23, 24, 25, 28, 29, 31, 32, 34, 35, 37, 38, 40.

Обратные суждения – все остальные.

Подсчитывается сумма чисел, записанных при ответе на прямые утверждения : № 4, 6, 7, 9, 12, 13, 14, 17, 18 - ( ∑ 1 ), затем сумма обратных утверждений, то есть № 1, 2, 5, 10, 11, 15, 16, 19, 20 – (∑2). Потом высчитывается показатель уровня реактивной или актуальной тревожности:

РТ= ∑1 - ∑2 + 50

Аналогичным образом подсчитывается уровень личностной тревожности:

ЛТ= ∑1 - ∑2 + 35,

где ∑1 – сумма цифр ответов на прямые утверждения № 22, 23, 24, 25, 28, 29, 31, 32, 34, 35 ,37 ,38, 40; ∑ 2 – сумма остальных цифр по обратным утверждениям № 21, 26, 27, 30, 33, 36, 39.

Нормы и средние значения:

0- 30 – низкий уровень тревоги и тревожности;

31- 45 – средний уровень тревоги и тревожности;

46 и более – высокий уровень тревоги и тревожности.

Текст опроса:

1. Я спокоен.

2. Мне ничего не угрожает.

3. Я нахожусь в напряжении.

4. Я испытываю сожаление.

5. Я чувствую себя свободно.

6. Я расстроен.

7. Меня волнуют возможные неудачи.

8. Я чувствую себя отдохнувшим.

9. Я встревожен.

10. Я испытываю чувство внутреннего удовлетворения.

11. Я уверен в себе.

12. Я нервничаю.

13. Я не нахожу себе места.

14. Я взвинчен.

15. Я не чувствую скованности.

16. Я доволен.

17. Я озабочен.

18. Я слишком возбужден, и мне не по себе.

Страницы: 1 2


Результаты исследования осознания личностью уровня сформированности своих жизненных целей
Исходя из задач исследования проведено обследования учащихся по тесту на изучение «Осознанности жизненных целей» автор Е.А. Карапешта (Таблица 4.1., диаграмма 2.2 Общие данные выбора по тесту «Осознанность жизненных целей», Методика в Приложении 2). Тест в целом способствует осознанию личностью уровня сформированности своих жизненных це ...

Понятие порогов и диапазона чувствительности
Возможности анализаторов отражать отдельные свойства раздражителей или тонкие различия между ними характеризуют пороги ощущений. Изучением и измерением порогов ощущений занимается психофизика, основателем которой считают Г. Фехнера (1860). Нижний абсолютный порог Нижний абсолютный порог — это минимальная величина раздражителя, вызыва ...

Психологические особенности процесса принятия решений у работников служб экстренного вызова. Процесс принятия решений в профессиональной деятельности
Процесс принятия решений представляет собой сознательный выбор среди имеющихся вариантов или альтернатив направления действий, сокращающих разрыв между настоящим и будущим желаемой ситуации. Таким образом, данный процесс включает в себя много различных элементов, но непременно в нем присутствуют такие элементы, как проблемы, цели, альте ...