Основными формами работы по профориентации могут быть: индивидуальные- беседа, консультация, диагностика и групповые- урок, классный час, сбор, утренник, игра, вечер, встреча, экскурсия, конкурс, путешествие и др. Но классному руководителю в одиночку справиться с такой работой порой не по силам. Поэтому необходима совместная, тесная работа классного руководителя или куратора со всеми участниками профориентационной работы как в школе, так и в Вузе.
Конечно можно воспользоваться услугами специальных профцентров, где проводится компьютерное тестирование, консультационная работа. Но не всегда и у всех имеется такая возможность. Большую роль в профессиональной ориентации молодых людей играет курс "Основы профессионального самоопределения". Но он читается еще в школе, на него отведено тридцать четыре часа.
Особого внимания заслуживают занятия по составлению профессиограм (описаний профессий), цель которых- ознакомить учащихся со спецификой труда в данной отрасли, научить самостоятельно работать над изучением профессии. Подобные курсы проводятся в большинстве Вузов.
Использование методов формирования практических умений выбора профессии, создание ситуации, эмоционально окрашенных опирающихся на жизненный опыт школьников, в их глазах делает занятия практически значимыми.
Во всех случаях, выбирая методы, следует придерживаться определенных правил (целесообразности, доступности, привлекательности и гибкости).
Десять правил психолога-профконсультанта
1. Знать профессиограммы специальностей, характерных для данного района
2. Во время проф. консультации обязательно иметь показания и противопоказания к профессиям, различные методики диагностирования, чтобы в необходимых случаях выполнить и эту процедуру
3. Во время проф. консультации развивать самооценку и указывать на положительные качества личности, помогать в развитии объективного самоопределения
4. Все рекомендации давать тактично, консультацию проводить в доверительной обстановке. Необходимо направлять усилия личности с учетом условий и требований общества
5. Психолог должен быть убежден, что каждый школьник является личностью, обладающей индивидуальными интересами, способностями, с особенностями характера, которые необходимо использовать в реализации потенциальных возможностей ученика
6. Психолог может задавать вопросы, обобщая и систематизируя ответы на них; дает советы, неся ответственность за последствия
7. Психолог делает выводы на основе комплексного изучения личности оптанта (данных наблюдений, биографии, истории событий, ответов на вопросы анкет, медицинского диагноза, результатов психодиагностики)
8. При консультировании необходимо учитывать в большей степени последние данные о личности, чем предыдущие
9. Консультант должен всесторонне ми исчерпывающе проводить необходимые эксперименты, помогать школьнику понять свои недостатки, отрицательные черты характера и в доверительной форме указывать возможности их устранения
10. Консультант, воздействуя на интеллектуальную и эмоциональную сферу школьника, должен постоянно учитывать его психологического состояние. Его цель – понять собеседника и быть понятым им.
Любопытно отметить следующий факт: в 2009 г. был осуществлен сбор и анализ существующих методик применяемых в различных регионах России при работе с молодежью, обращающейся за профессиональным консультированием.
В исследовании принимали участие ведущие эксперты и психологи в области профессиональной ориентации молодежи:
Е.Ю. Пряжникова – заведующая лабораторией "Психологические основы профессионального консультирования" и профессор кафедры "Педагогическая психология" МГППУ, доктор психологических наук, профессор.
И.А. Савченко - директор Московского городского центра психолого-медико-социального сопровождения детей и подростков, магистр психологии.
В ходе исследования были запрошены методики из всех центров профориентации действующих в крупнейших регионах России, в том числе в исследовании приняли участие: Новосибирск, Самара, Челябинск, Саратов, Чебоксары и многие другие.
По результатам исследования присланных списков был сформирован перечень наиболее популярных и используемых в региональных центрах методик:
1. «Дифференциально-диагностический опросник» Е.А.Климова (ДДО)
2. Методика «Карта Интересов» А.Е. Голомшток
3. Методика изучения мотивов профессиональной деятельности учащегося. Л.А. Головей
4. Методика «Измерения мотивации достижения» А. Мехрабиан
5. Исследования самооценки по методики Дембо-Рубенштейн в модификации А.М. Прихожан.
6. Теппинг-тест Е.П. Ильина
7. Методика диагностики межличностных отношений. Т. Лири
8. Методика изучения мотивации обучения в ВУЗе. Т.И. Ильина
9. Тест «Конструктивный рисунок человека из геометрических фигур»
10. Опросник профессиональных предпочтений Дж. Холланда.
11. Методика «Конструктивность мотивации» («КМ»).
Половое поведение
Развитие полового поведения связано и с гормональными воздействиями на механизмы поведения при спаривании, и с опытом. Спаривание сопровождается или ему предшествует демонстрация ухаживания, которая часто связана с конфликтом между несовместимыми типами поведения.
Опыт общения с сородичами влияет на половое поведение разными путями, за ...
Деструктивная сущность
аддиктивного поведения
Разрушительный характер аддикции проявляется в том, что в этом процессе устанавливаются эмоциональные отношения, связи не с другими людьми, а с неодушевленными предметами или явлениями. Эмоциональные отношения с людьми теряют свою значимость, становятся поверхностными. Способ аддиктивной реализации из средства постепенно превращаются в ...
Анализ результатов контрольного исследования
Целью контрольного этапа исследования было определение достигнутого уровня развития слухоречевой памяти старших дошкольников после коррекционного воздействия.
Задачи:
1) провести повторное обследование детей по вышеописанным методикам;
2) сформулировать выводы о достигнутом уровне развития слухоречевой памяти детей.
Контрольный этап ...
Разделы