Материалы » Личность в группе » Отрицательное влияние группы на личность

Отрицательное влияние группы на личность
Страница 4

3. Смягчающие обстоятельства. Испытуемые в эксперименте знали, что совершают акт насилия, но для их действий были некоторые смягчающие обстоятельства. Например, в оправда­ние своего поведения «учитель» мог сказать, что не видел «уче­ника», поскольку тот находился за перегородкой в соседней ча­сти комнаты и, следовательно, не мог по-настоящему оценить, насколько ему больно. Действительно, было обнаружено, что в случае, если «учитель» и «ученик» находились в одном помеще­нии и могли видеть друг друга, число послушных приказу экс­периментатора снижалось до 30%.

Чем меньше для испытуемого было смягчающих его вину обстоятельств, тем меньше послушания он демонстрировал. Од­нако в тех случаях, когда «учитель» не сам должен был нажи­мать кнопки, а только давал распоряжение делать это другому, количество послушаний вновь резко возрастало, до 93%, при­чем на этот раз «учитель» без стеснения использовал всю шкалу напряжений, до 450В включительно. Поразительно, замечает по этому поводу С.Милгрэм, насколько снижается эффект по­слушания, если человеку приходится совершать акт насилия соб­ственной рукой, и насколько он возрастает, если за него это делает кто-то другой.

4. Надзор. Очевидным фактом, оказавшим влияние на поведение испытуемых в обсуждаемом эксперименте, было личное присутствие экспериментатора. В тех случаях, когда он покидал лабораторию и отдавал свои распоряжения по телефону, про­цент послушных приказу падал с 65 до 21%. Многие из испыту­емых в этих условиях начинали хитрить, используя для наказа­ния «ученика» ток гораздо меньшего напряжения, чем предпи­сывалось инструкцией.

оритет и идеология, прикрывающая сверху. Наиболее важный фактор из числа тех, которые порождают добровольное и бездумное послушание, связан с так называемой идеологией, прикрывающей сверху». Это укоренившаяся в обществе или со­циальной группе система взглядов, которая заранее юридиче­ски и морально оправдывает тех, кто им следует. В экспери­менте С.Милгрэма в роли такой идеологически высокой инстанции, заранее снимающей ответственность с испытуемых, выступал авторитет науки («наука требует жертв»). Когда в одном из экспериментов ссылка на научные интересы в оправдание издевательства над человеком была снята, число послушных упало с 65 до 48%.

Обратим внимание на одно обстоятельство, связанное с данным экспериментом. Оно показывает, что нередко люди о себе и себе подобных думают лучше, чем они есть на самом деле В одном из подобных исследований, осуществленном Г.Бьер-бауэром по методике С.Милгрэма, испытуемых до начала экс­перимента просили предсказать, как другие люди (не они сами) поведут себя в данном эксперименте. Затем тех, в отношении которых они делали предсказание, включили в эксперимент и проверили, как они вели себя на самом деле. Предсказанные и реальные результаты затем сравнили между собой (рис. 82, ниж­няя и верхняя кривые).

Эти данные также вызывают удивление. Вместо ожидае­мых по предсказанию примерно 30% людей, которые спо­собны были довести напряжение до 315 В, таких на самом деле оказалось 100%. Вместо приблизительно 10% ожидае­мого числа людей, способных нанести другому человеку удар электрическим током напряжением 450В, в действительно­сти оказалось более 60%.

Страницы: 1 2 3 4 5


Методы исследования. Объект исследования
В проведенном исследовании мы надеялись установить взаимосвязь между характерологическими особенностями личности и ее профессиональными предпочтениями, а также ее профессиональным типом. Кроме того, выяснить влияние социального статуса и самооценки учащегося на престижность его профессионального выбора. Для выделения характерологически ...

Психологическая обусловленность самооценки спортсменов
Особенности взаимозависимостей показателей самооценки и свойств личности спортсменов свидетельствуют о силе воздействия спортивной дея­тельности на формирование личности. Кроме того, они раскрывают психоло­гические возможности изменения самооценки спортсмена, сопряжённые с развитием некоторых личностных свойств. Достоверными у спортсмен ...

Нарушения, барьеры, трудности общения
Общение современного человека базируется не только на умениях, относящихся к ролевому репертуару и коммуникативной компетентности личности (например, умение вести переговоры), но и на умениях налаживать контакты, в том числе выходящие за рамки деловых интересов. Это осознают люди, обращающиеся за помощью к психологам – учителя, следова ...