Материалы » Личность в группе » Самочувствие личности в группе

Самочувствие личности в группе
Страница 1

Под самочувствием личности в группе понимается то общее психологическое состояние, эмоциональный и моральный на­строй, который у нее доминирует в результате длительного пре­бывания в данной группе. Для того чтобы точнее определить самочувствие большинства индивидов в группе, в психологии пользуются понятием психологический климат. Его мы уже каса­лись раньше, а сейчас рассмотрим несколько подробнее.

С помощью этого понятия обозначаются моральная и эмо­циональная стороны системы человеческих отношений, сложив­шихся в группе. Психологический климат включает в себя совокупность нравственных норм и ценностей, которыми ру­ководствуются члены группы в своих отношениях к объединя­ющему их делу и друг к другу. Психологический климат сущест­венно характеризует преобладающий в группе эмоциональный настрой.

Кроме общих явлений, связанных с психологическим кли­матом, группу интегрально описывает то влияние, которое она, как целое, оказывает на индивида. С его стороны это влияние прежде всего выступает в форме эмоционального и морального настроя (самочувствия, настроения и т.п.).

Анализируя динамику взаимоотношений в различных мик­рогруппах — диадах и триадах — в выше сказанном, мы отмечали, что малые группы разного уровня развития по-раз­ному влияют на отношения людей, как бы разворачивая их по отношению к делу и друг к другу то положительной, то отрица­тельной стороной или оставляя безразличными. Это значит, что сложившийся в группе психологический климат может актуа­лизировать то лучшие, то худшие качества личности человека.

Рассмотрим, какое влияние группа может оказать на эмоци­ональное самочувствие ее членов, в частности, на снятие меж­личностной предубежденности и тревожности.

Практически всегда мы воспринимаем и оцениваем людей под влиянием определенной установки. Эта установка может быть постоянной и изменчивой, зависящей от обстоятельств и особенностей воспринимаемых людей. Будучи стабильной и мало связанной с личностями оцениваемых людей, такая установка может принимать форму предубеждения и порождать необъек­тивное отношение к человеку. Тот, в свою очередь, справедли­во считая, что к нему относятся предвзято, отвечает тем же. Так складываются трудные, конфликтные отношения, из которых сложно бывает найти выход, поскольку вовлеченные в него сто­роны не усматривают в самих себе первоисточник конфликт­ной ситуации.

Причиной конфликта людей, чаще всего встречающейся на практике, является непорядочное, несправедливое, недоброе, нечестное отношение одного человека к другому. Способ сня­тия предубежденности заключается, в свою очередь, в том, чтобы, преодолев межличностное недоверие, вызвать доверие людей друг к другу.

Имеется несколько путей снятия предубежденности в груп­повых отношениях:

1. Создание ситуаций, в которых люди будут воспринимать друг друга как равные по своему статусу. Это можно сделать, например, с помощью ролевых игр типа социально-психологи­ческого тренинга.

2. Развитие у каждого члена группы способности правильно воспринимать и оценивать людей, умения и навыки межлично­стного общения.

3. Стимулирование и поощрение прямых межличностных кон­тактов людей, которые в отношении друг друга испытывают недоверие.

4. Обогащение индивидуального опыта предубежденного че­ловека путем его наблюдения за отношениями других людей к тому, к кому он испытывает чувство предубеждения (имеются в виду люди, мнением которых он дорожит).

Много внимания в связи с эмоционально-мотивационными вопросами регуляции человеческого поведения в малых группах в последние несколько десятилетий привлекла тре­вожность, которая возникает у индивидов в группе (ситуа­ционная тревожность). Явление тревожности возникает и в группе при эмоционально-неблагоприятных, подозрительных отношениях, связанных с недоверием друг к другу и отчужденностью. Основной способ снятия подобной тревожности - тот же, который используется для предупреждения и снятия конфликтов: повышение открытости и взаимного доверия членов группы.

Рассмотрим более внимательно внутригрупповые конфликтные ситуации. Сначала представим себе типы таких конфликтов (рис. 83). Первый сверху на рисунке из межличностных конфликтов назван конфликтом безысходности по той причине, что из него для вовлеченных индивидов нет удовлетворительного выхода. Взаимоотношения людей в данном случае являются не противоположными: один из членов группы от­носится к другому отрицательно, а второй — положительно, и если ни тот, ни другой не захотят изменить свое отношение, то их взаимоотношения постоянно будут находиться в состоянии несовместимости. Психологически острее этот конфликт мо­жет переживаться тем из членов пары, кто, испытывая положи­тельное отношение к партнеру, с его стороны встречает к себе отрицательное отношение. Данный тип конфликта можно раз­решить одним лишь способом: полным разрывом отношений между конфликтующими сторонами.

Страницы: 1 2 3


Тревожный тип личности
Для этих детей характерны повышенная эмоциональная неустойчивость, излишнее волнение, тревожность, низкая стрессоустойчивость. Как правило, это сочетается с высокой возбудимостью, повышенной ответственностью, добросовестностью, хорошим пониманием социальных нормативов. Для такого типа детей ведущей деятельностью является общение. Эти д ...

Организация исследования
Организация исследования. Целью исследования является выявление особенностей прогностической и эмоционально-волевой деятельности лиц с девиацией в форме гемблинга. Гипотеза предполагает, что прогностическая и эмоционально-волевая деятельность гемблеров отличается от прогностической и эмоционально-волевой деятельности гемблинг-независим ...

Исследования в области шизофрении
Основной вклад Салливана в психопатологические исследования отражен в серии статей, посвященных этиологии, динамике и лечению шизофрении. По большей части эти исследования были осуществлены в период сотрудничества с больницей Шеппарда и Эноха Пратт в Мэриленде и материалы их были опубликованы в психиатрических журналах с 1924 по 1931 г. ...