Таким образом, психика возникает и развивается у животных именно потому, что иначе они не могли бы ориентироваться в среде и существовать.
Психика человека — качественно более высокий уровень, чем психика животных.
Сознание, разум человека развивались в процессе трудовой деятельности, которая возникает в силу необходимости осуществления совместных действий для добывания пищи при резком изменении условий жизни первобытного человека. И хотя видовые биологически-морфологические особенности человека устойчивы уже в течение 40 тысячелетий, развитие психики человека происходило в процессе трудовой деятельности. Трудовая деятельность имеет продуктивный характер; труд, осуществляя процесс производства, запечатлевается в своем продукте, т. е. происходит процесс воплощения, опредмечивания е продуктах деятельности людей их духовных сил и способностей. Таким образом, материальная, духовная культура человечества — это объективная форма воплощения достижений психического развития человечества.
Труд — это процесс, связывающий человека с природой, процесс воздействия человека на природу. Для трудовой деятельности характерно: 1) употребление и изготовление орудий труда, их сохранение для последующего использования; 2) продуктивный характер и целенаправленность процессов труда; 3) подчиненность труда представлению о продукте труда-трудовой цели, которая как закон определяет характер и способ трудовых действий; 4) общественный характер труда, осуществление его в условиях совместной деятельности; 5) труд направлен на преобразование внешнего мира. Изготовление, употребление и сохранение орудий труда, разделение труда способствовали развитию абстрактного мышления, речи, языка, развитию общественно-исторических отношений между людьми. В процессе исторического развития общества человек изменяет способы и приемы своего поведения, трансформирует природные задатки н функции в высшие психические функции — специфически человеческие-, общественно исторически обусловленные формы памяти, мышления, восприятия (логическая память, абстрактно-логическое мышление), опосредованные применением вспомогательных средств, речевых знакрв, созданных в процессе исторического развития. Единство высших психических функций образует сознание человека.
Действия человека, его активность существенно отли чаются от действий, поведения животных.
Таблица 1.1
Важнейшие особенности | ||
деятельности животных |
деятельности человека | |
1 |
2 | |
Инстинктивно-биологическая деятельность |
Направляется познавательной потребностью и потребностью в общении | |
Нет совместной деятельности |
Каждое действие приобретает для людей смысл лишь в силу того места, которое оно занимает в их совместной деятельности | |
Руководствуются наглядными впечатлениями, действуют в рамках наглядной ситуации |
Абстрагирует, проникает в связи и отношения вещей, устанавливает причинные зависимости | |
Типичны наследственно закрепленные программы поведения (инстинкты) |
Передача и закрепление опыта через социальные средства общения (язык и другие системы знаков) | |
Могут создавать вспомогательные средства, орудия, но не сохраняют их, не используют орудия постоянно |
Изготовление и сохранение орудий труда, передача их последующим поколениям | |
Приспосабливаются к внешней среде |
Преобразуют внешний мир в соответствии со своими потребностями |
Развитие личности в игровой
деятельности. Ведущая деятельность детей дошкольного возраста
Сюжетно-ролевая игра является ведущей деятельностью. Проблема игры как деятельность всегда находилась в центре внимания исследований детского развития (В; Штерн, Л.С. Выготский, Ж. Пиаже; А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин). В зарубежной психологии игра трактуется как деятельность по природе инстинктивно-биологическая. В отечественной психоло ...
Зарубежные теории личности.
Личность – человеческий индивид как субъект межличностных и социальных отношений и сознательной деятельности.
ЭРИХ ФРОММ
Эрих Фромм родился в Германии, во Франкфурте, в 1900 г.; психологию и социологию изучал в университетах Гейдлеберга, Франкфурта и Мюнхена. Получив в 1922 году степень доктора в Гейдлеберге, он прошел психоаналитичес ...
Клинические признаки СДВГ
Большинство исследователей отмечают три основных блока проявления СДВГ: гиперактивность, нарушения внимания, импульсивность [36, 20]. Признаки синдрома дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ) можно обнаружить у детей самого раннего возраста. Буквально с первых дней жизни у ребёнка может быть повышен мышечный тонус. Такие дети изо вс ...
Разделы