Введение

При переходе российского общества от тоталитарной, монокультурной системы управления к демократической заметно увеличилось количество степеней свободы в выборе образа жизни, мышления и деятельности каждого человека. Сталкиваясь с большим количеством возможных вариантов проживания своей жизни, человек вынужден интенсивно осознавать свой жизненный опыт и искать собственный путь развития. В таких условиях становятся особенно актуальными такие категории человеческого существования как осмысленность бытия, индивидуальность самовыражения, креативность, аутентичность, развитие своих возможностей, самоосуществление или самоактуализация.

Подобные тенденции нашли свое выражение в середине 20-го века в создании концепции самоактуализации личности, автором которой является А.Маслоу. Данной проблема также изучалась Г Олпортом, К. Роджерсом В. Франклом, А.Г. Асмоловым, В.П. Зинченко, Е.И. Исаевым, А.Н. Леонтьевым, Д.А. Леонтьевым, С.Л. Рубинштейном, В.И. Слободчиковым, Г.А. Цукерманом и другими.

Самоактуализация подразумевает реализацию человеком своих способностей наряду с реализацией личностного потенциала; она одновременно является и целью, к которой движется человек, и процессом данного движения. Стремление к самоактуализации является высшим уровнем мотивации личности, естественным, закономерным и необходимым процессом жизни.

Особое место в изучении эмоционально - мотивационных механизмов включенности человека в деятельность занимают исследования уровня притязаний, особенностей целеполагания личности. От характера уровня притязаний человека зависит успешность его самореализации в учебе и труде, высота и реалистичность целей, которые он ставит перед собой, стратегия достижения этих целей, степень устойчивости в ситуациях фрустрации, в которые человек попадает при движении к намеченной цели. Комплекс подобных знаний о характере уровня притязаний человека дает информационно емкий материал, позволяющий делать прогноз относительно многих особенностей его деятельности в учебной и профессиональной сферах.

К настоящему времени накопилось достаточно большое количество работ зарубежных и отечественных исследователей, посвященных проблеме уровня притязаний. Особый вклад в изучение уровня притязаний внесли Ф.Хоппе, К.Левин, Дж.Аткинсон, С.Эскалона, В.Н.Мясищев, В.С.Мерлин, Г.С.Сухобская, Ю.Н.Кулюткин, Л.И.Божович, Б.В.Зейгарник, Л.В.Бороздина. Наряду с глубокой теоретической проработкой данного понятия и несмотря на то, что проблема уровня притязаний из чисто теоретической все в большей мере становится практической проблемой, наблюдается недостаток исследований, посвященных механизмам влияния на уровень притязаний и уровня приязания на другие характеристики личности.

В связи с этим мы считаем актуальным исследование, темой которого является «Изучение влияние уровня притязаний на характер самоактуализации личности »

Цель исследования: изучение взаимосвязи самоактуализации и уровня притязания личности.

Объект исследования: самоактуализация личности.

Предмет исследования: характеристики самоактуализации личности у подростков с разным уровнем притязаний.

Гипотеза: самоактуализация личности подростков связана с уровнем их притязания.

Задачи исследования:

1 Проанализировать теоретические подходы к исследованию уровня притязаний и характеристик самоактуализации личнсоти;

2 Определить уровень притязания у подростков;

3 Изучить характеристики самоактуализации;

4 Выявить характер связи между уровнем притязания и самоактуализацией личности у подростков.

Для проведения исследования использовались следующие методы:

1. Теоретические: анализ, синтез, систематизация литературы по проблеме исследования.

2. Эмпирические: тестирование

3. Методы качественной и количественной обработки данных: корреляционный анализ данных (метод линейной корреляции К.Пирсона)

Базой эмпирического исследования является школа № 39 г. Брянска. Выборку составили 50 учеников 9-х классов в возрасте 14-15 лет.

Практическая значимость проведенного исследования состоит в том, что полученные результаты могут быть использованы в работе практического психолога, учителей и родителей при решении задач формирования личности. Эти данные также могут содействовать решению проблемы социально-психологической адаптации современной молодежи в новых социальных условиях.


Язык человекообразных обезьян
Люди издавна мечтали о возможности говорить с животными. Поэтому снова и снова они пытались научить пойманных детенышей человекообразных обезьян речи. Но успеха никто не добился. Обезьянам никогда не удавалось произнести ничего, кроме отдельных невнятных слов, и, уж конечно, их словарный запас не шел ни в какое сравнение со словарным за ...

Психология творчества. Определение воображения
Воображение– форма психического отражения, состоящего в создании образов на основе ранее сформированных представлений. Различают непроизвольное и произвольное, репродуктивное и творческое воображение. Для исследования познавательной роли воображения необходимо выяснить его особенности. Сложность выявления специфики воображения обусловл ...

Результаты исследования морального самосознания подростков с учетом возрастной динамики
В группе мальчиков четырнадцатилетнего возраста были выделены два наиболее информативных фактора (см. прил. 4): двухфакторная структура, объясняющая 40,83% общей дисперсии. Первый фактор «Стремление к оказанию помощи и поддержки другим – склонность к разрушающему собственное здоровье поведению» у данной группы объясняет 27,74% дисперсии ...