Материалы » Изучение влияние уровня притязаний на характер самоактуализации личности » Эмпирическое исследование взаимосвязи самоактуализации и уровня притязания. Программа эмпирического исследования

Эмпирическое исследование взаимосвязи самоактуализации и уровня притязания. Программа эмпирического исследования
Страница 1

Теоретический анализ самоактуализации и уровня притязания позволил разработать и реализовать программу эмпирического исследования целью,которой является изучение взаимосвязь самоактуализации и уровня притязания личности

Объект исследования: самоактуализация личности

Предмет исследования: характеристики самоактуализации личности у подростков с разным уровнем притязаний.

Гипотеза: самоактуализация личности подростков связана с уровнем их притязания.

Задачи исследования:

1 Определить уровень притязания у подростков

2 Изучить характеристики самоактуализации;

3 Выявить характер связи между уровнем притязания и самоактуализацией личности у подростков

Выборку составили учащиеся 9-х классов общеобразовательной школы № 39 г. Брянска в возрасте 14-15 лет. всего в исследовании приняли участие 50 учеников, среди которых 25 девочек и 25 мальчиков.

Для проверки гипотезы и решения поставленных задач были использованы следующие психодиагностические методики:

- «Самооценка уровня притязаний» (методика Шварцландера)

- Тест самоактуализации (САТ) (Кроз М.В. Гозман Л.Я.)

Для проведения статистической обработки данных использовался метод линейной корреляции К. Пирсона.

Описание методов исследования и методик

1 Методика «Самооценка уровня притязаний» (методика Шварцландера)

Экспериментатором дается следующая инструкция: Подумайте, сколько «плюсиков» вы сможете нарисовать за 10 секунд, и это число предполагаемых «плюсиков» укажите в бланке 1; поставьте цифру рядом с УП (уровень притязаний). Затем по сигналу экспериментатора «Пуск» начинайте рисовать «плюсики» в каждом квадратике бланка 1, а по сигналу «Стоп» — прекратите рисовать. Подсчитайте число реально нарисованных вами «плюсиков» и укажите в бланке 1 рядом с УД (уровень достижений).

2 Учитывая ваш предыдущий опыт и диапазон ваших возможностей (можете ли вы больше, быстрее нарисовать «плюсики»), укажите в бланке 2 ваш уровень притязаний и затем по сигналам экспериментатора «Пуск» и «Стоп» повторите опыт, подсчитайте и запишите в бланк 2 ваш уровень достижений.

3 Данную процедуру опыта повторите для третьего, а затем для четвертого бланка. (Примечания для экспериментатора см. ниже.)

Обработка данных

1 Вычислите ваш уровень притязаний по формуле:

(1)

где УП (2) — уровень притязаний из бланка 2; УД (1) — уровень достижений из бланка 1 и т. д. в соответствии с указанными в скобках номерами бланков.

2 Полученные значения уровня притязаний сравните с психодиагностической шкалой.

Уровень притязаний (УП) равен 5 и выше — нереалистично высокий;

УП = 3 -/- 4,99 - высокий; УП = 1 -/- 2,99 - умеренный; УП = -1,49 -/- 0,99 — низкий, УП = -1,50 и ниже — нереалистично низкий.

Примечание для экспериментатора:

1) размеры таблиц 10х3 см, размеры маленьких квадратиков в таблицах 1х1 см;

2) длительность 1-го, 2-го, 4-го опытов 10 секунд, а в 3-м опыте — 8 секунд для искусственного создания ситуации неудачи.

2 Тест самоактуализации (САТ)

Авторы: Кроз М.В. Гозман Л.Я. Разработан на основе опросника личностных ориентаций (POI), созданного в 1963 г.

Страницы: 1 2 3 4 5


Развитие игр у детей дошкольного возраста.
Игра как важная деятельность ребенка должна выполнять общевоспита­тельные и социальные функции. Игра это основной вид деятельности ребенка, в которой он получает из окружающего мира впечатления и знания. В игре ярко проявляются особенности мышления и воображения, развивается потребность в обще­нии. Игра - подлинная социальная практика ...

Социально-психологическая характеристика основных личностных типов муниципальных служащих
Обработка результатов, полученных в ходе проведения экспериментального исследования, проводилась методом факторного анализа, в результате которого были выявлены пять основных факторов. Полученные факторы включают в себя доминирующие шкалы по всем проводимым нами методикам и позволяют выделить пять основных типов муниципальных служащих. ...

Место и роль «психологической педагогики» в системе современного научного знания. Проблемы и основные задачи педагогической психологии
В педагогической психологии имеется ряд проблем, теоретическое и практическое значение которых оправдывает выделение и существование этой области знаний. Рассмотрим и обсудим некоторые из них. 1. Проблема соотношения обучения и развития. Одной из важнейших проблем педагогической психологии является проблема соотношения обучения и психи ...