Понятие слухоречевой памяти, её процессы и механизмы
Страница 2

Кабала или тайное учение евреев передавалось таким образом, то же говорят и относительно друидов.

Древние греки и римляне были последователи такого же рода запоминания и приводятся примеры, когда граждане дословно повторяли слышанные важные речи.

Согласно Максу Мюллеру весь текст и словарь санскритской грамматики Панипи передавался устно в течение 350 лет, пока не был записан. Один этот труд по размерам равняется библии [10].

Существуют индусские священники, могущие точно продекламировать всю Магабараву, состоящую из 30.000 строк. Славянские рапсоды древних времен знали наизусть громадные эпические поэмы. А индейцы запоминают и декламируют свои мистические сказания нескончаемой длины. Древние законы Исландии не были записаны или напечатаны, но сохранялись в памяти судей и законоведов страны. А легенды их рассказывают, что законоведы тех времен удерживали в памяти не только законы, но и прецеденты выросшие вокруг законов.

Теперь, конечно же, нет необходимости в таких проявлениях памяти, но при необходимости и современные люди могут достигнуть искусства древних [28].

Кроме видов памяти выделяют еще ее процессы. К основным процессам памяти относят запоминание, воспроизведение, сохранение, узнавание, забывание. По характеру воспроизведения судят о качестве работы всего аппарата памяти.

Память начинается с запоминания. Запоминание

– это процесс памяти, обеспечивающий сохранение в памяти материала как важнейшее условие его последующего воспроизведения.

Запоминание может быть непреднамеренным и преднамеренным. При непреднамеренном запоминании человек не ставит цели запомнить и не производит для этого никаких усилий. Запоминание происходит «само собой». Так запоминается главным образом то, что живо интересует человека или вызывает в нем сильное или глубокое чувство. Но любая деятельность требует, чтобы человек помнил множество таких вещей, которые сами собой не запоминаются. Тогда вступает в силу преднамеренное, сознательное запоминание, т.е. ставится цель – запомнить материал.

Запоминание бывает механическим и смысловым. Механическое запоминание основывается главным образом на закреплении отдельных связей, ассоциаций. Смысловое запоминание связано с процессами мышления. Чтобы запомнить новый материал, человек должен понять его, осмыслить, т.е. найти глубокие и содержательные отношения между этим новым материалом и уже имеющимися у него знаниями.

Если основным условием механического запоминания является повторение, то условием смыслового – понимание.

И механическое и смысловое запоминание имеют большое значение в психической жизни человека. В большинстве случаев память должна опираться и на понимание, и на повторение[11].

Если запоминание имеет характер специально организованной работы, связанной с применением определенных приемов для наилучшего усвоения знаний, оно называется заучиванием.

Заучивание зависит: а) от характера деятельности, от процессов целеполагания: произвольное запоминание, основанное на сознательно поставленной цели – запомнить, более эффективно, чем непроизвольное; б) от установки – запомнить надолго или запомнить на короткий срок. Мы нередко принимаемся за заучивание какого-то материала, зная, что, по всей вероятности, используем его только в определенный день или до какого-то срока и что затем он не будет иметь значения. Действительно, по прошествии этого срока мы забываем заученное [39].

Лучше заучивается эмоционально окрашенный материал, к которому человек относится с интересом, который личностно значим для него. Такое запоминание является мотивированным.

Очень важно активное отношение к процессу заучивания, что невозможно без напряженного внимания. Разумным и экономным заучиванием является активная работа над текстом, которая предполагает использование целого ряда приемов лучшего запоминания.

В литературе предложены такие способы произвольного или организованного заучивания:

Группировка – деление материала на группы по каким-либо основаниям (по смыслу, ассоциациям и т.д.), выделение опорных пунктов (тезисы, заглавия, вопросы и т.д.), план – совокупность опорных пунктов; классификация - распределение каких-либо предметов, явлений, понятий по классам, группам на основе общих признаков.

Структурирование материала – установление взаимного расположения частей, составляющих целое.

Схематизация – изображение или описание чего-либо в основных чертах.

Аналогия – установление сходства, подобия между явлениями, предметами, понятиями, образами.

Мнемические приемы – определенные приемы или способы запоминания.

Перекодирование – вербализация или проговаривание, представление информации в образной форме.

Ассоциации – установление связей по сходству, смежности или противоположности.

Повторение – сознательно контролируемые и неконтролируемые процессы воспроизведения материала. Надо как можно раньше начинать попытки воспроизводить текст, так как внутренняя активность в сильнейшей степени мобилизует внимание и делает запоминание успешным. Запоминание осуществляется скорее и бывает более прочным, когда повторения не следуют друг за другом непосредственно, а разделяются более или менее значительными промежутками времени[28].

Страницы: 1 2 3


Стадиальность психического развития человека: проблема периодизации развития в онтогенезе
Современная психология располагает значительным объемом знаний о развитии человека, начиная с пренатального периода (до рождения). Один из основных вопросов, которые требуют своего решения, касается того, можно ли представить ход развития в виде непрерывных изменений постепенно совершающихся с человеком или это процесс скачкообразных из ...

Связь между характерологическими особенностями и профессиональным типом личности
Анализ коэффициентов корреляции позволил выявить следующие факты (см. Приложение. Таблица 2). Если у учащихся превалировал реалистический тип личности (R), то им была свойственна дипломатичность(N): расчетливость, проницательность, разумный подход к событиям и людям (r = 0,3686 при a = 0,05); а также жесткость (I): уверенность в себе, ...

Позиция отцовского и материнского отношения к ребенку
С точки зрения Э. Фромма, отцовская любовь по сравнению с материнской - любовь «требовательная», условная, которую ребенок должен заслужить. Отцовская любовь не является врожденной, а формируется на протяжении первых лет жизни ребенка. Для того чтобы заслужить отцовскую любовь, ребенок должен соответствовать определенным социальным треб ...