Введение
Страница 2

Несмотря на большое количество исследований, в той или иной степени имеющих отношение к рассматриваемой проблеме, в настоящее время проблема готовности к экстренному действию еще далека от окончательного разрешения.

В нашей работе процесс принятия решений в профессиональной деятельности рассматривается как результат некоторой диспозиции между требованиями экстремальной среды и личностными возможностями на конкретном этапе. Это позволяет дифференцированно исследовать и описать структуру и характер взаимодействия личности с экстремальной средой, выявить конкретные факторы среды, которые порождают экстремальное состояние, и слабые звенья в функциональной системе организма человека и психологических механизмах его жизнеобеспечения. Указанное выше является основой для построения системы анализа нервно-психической напряженности у персонала СМП, преодолению ими экстремальных ситуаций.

Все указанное объясняет актуальность

избранной нами темы исследования: «Влияние личностных особенностей работников служб экстренного вызова на процесс принятия решений».

Объектом исследования

является поведение работников служб экстренного вызова (персонала «скорой медицинской помощи»), а именно, процесс принятие ими решений в профессиональной деятельности.

Предмет

исследования - влияние личностных особенностей работников служб экстренного вызова на процесс принятия решений.

Цель

исследования: выявить закономерности влияния определенных индивидуально типологических личностных особенностей работников служб экстренного вызова на процесс принятия ими решений.

Теоретические и экспериментальные задачи

исследования:

1. На основе анализа профильной литературы выявить специфику понятий «процесс принятия решений в профессиональной деятельности» и «экстремальность условий профессиональной деятельности», установить, как данные понятия соотносятся между собой в рамках рассматриваемой темы, а также выяснить, какими особенностями характеризуется проявление этих феноменов в конфликтных ситуациях.

2. Изучить особенности типичного поведения и личностных свойств работников службы экстренного вызова в профессиональной деятельности.

3. Проанализировать степень выраженности индивидуально типологических особенностей личности работников службы экстренного вызова и степени выраженности у них негативных эмоциональных состояний в конфликтных ситуациях.

4. Исследовать взаимозависимость индивидуально типологических особенностей работников служб экстренного вызова со степенью выраженности у них негативных эмоциональных состояний в конфликтных ситуациях, определяющих в экстремальных условиях деятельности процесс принятия решений.

В соответствии с целью исследования была сформулирована гипотеза:

существуют закономерности влияния определенных индивидуально типологических личностных особенностей работников служб экстренного вызова на процесс принятия ими решений в экстренных ситуациях.

Нами было высказано предположение о том, что, если медицинские работники служб экстренного вызова удовлетворены своей работой и справляются в экстремальных условиях труда с принятием адекватных решений, то у них будут доминировать два типа стратегии поведения в конфликте: «Компромисс» и «Сотрудничество», а также как внутренние составляющие психических особенностей среднего медицинского персонала преобладают «Эмотивный» и «Гипертимный» типы акцентуации, остальные типы имеют меньшую степень выраженности.

В основу нашего исследования были положены следующие общеметодологические принципы: познания (принцип всеобщей связи явлений и процессов, принцип детерминизма, принцип единства формы и содержания, принцип целостности, принцип единства теории и практики); принцип деятельностного опосредования; принцип единства сознания и деятельности; принцип развития личности в деятельности.

Теоретическую основу

исследования составили работы отечественных и зарубежных ученых по психологии личности, социальной и организационной психологии, психологии труда и эргономики.

Современный подход к изучению личности специалиста, осуществляющего деятельность в экстремальных условиях предопределил необходимость применения совокупности методов

: теоретического анализа различных источников и документов, экспертного опроса, методов статистической обработки данных, методов психодиагностики (тест К.У. Томаса - Р.Х. Килменна (модификация Н.В. Гришиной); опросник Г. Шмишека; 16-факторный опросник Кэттелла (шкалы C, E, F, N, Q2). Для изучения процесса принятия решений использовался метод включённого наблюдения за работой сотрудников, опросная методика ЛФР – 25 (личностные факторы принятия решения) Т.В. Корниловой, а также разработанные ею сценарии психологических экспериментов по принятию решения в различных нестандартных ситуациях.

Страницы: 1 2 3


Психологические эффекты массовой коммуникации. Эффекты массовой коммуникации - исследования, периодизация и типология
Основной эффект от воздействия средств массовой информации - изменение поведения аудитории от воздействия СМИ. Изменение поведения аудитории должно быть согласовано с заранее поставленными целями. Под эффектом понимается некий отклик. Коммуникативные эффекты - изменение осведомленности о товаре или услуги или изменение отношения к товар ...

Положение индивидуума в группе. Поведение индивидуума в группе
Чтобы понять личность, ее поведение, нужно прежде всего изучить те группы, к которым она принадлежит, степень ее участия в деятельности этих групп, а также систему эталонов и ценностей, характерных для них. Зная ценностные ориентации и установки групп, мы уже можем в какой-то степени судить о возможных реакциях или поведении личности в ...

Анализ результатов контрольного исследования
Целью контрольного этапа исследования было определение достигнутого уровня развития слухоречевой памяти старших дошкольников после коррекционного воздействия. Задачи: 1) провести повторное обследование детей по вышеописанным методикам; 2) сформулировать выводы о достигнутом уровне развития слухоречевой памяти детей. Контрольный этап ...