2. Опросник Г. Шмишека – К. Леонгарда. Представляемый опросник был разработан Г. Шмишеком на основе концепции «акцентуированной личности» К. Леонгарда и впервые опубликован в 1970 г [12]. С помощью данной методики определяются 10 типов акцентуаций личности по классификации К. Леонгарда. Опросник состоит из 88 вопросов и предполагает 2 варианта ответов: «да» и «нет». Для проведения исследования требуются сам опросник и ответный бланк. Тестирование может проводиться как индивидуально, так и в групповом варианте. Опросник может с успехом применяться как для исследования взрослых, так и для изучения школьников начиная с 14 лет. Детальная информация аварийное вскрытие замков на сайте.
Понятие «акцентуация» впервые ввел немецкий психиатр К. Леонгард. Им была разработана и описана классификация типов акцентуации личности. Согласно представлениям К. Леонгарда, все черты личности могут быть разделены на основные, определяющие ее развитие и адаптацию, и дополнительные. При значительной выраженности основные черты характеризуют личность в целом. В случае воздействия неблагоприятных факторов они могут приобретать патологический характер, разрушая структуру личности. При сложных психотравмирующих ситуациях, длительно воздействующих на акцентуированные черты характера, могут возникнуть сложные аффективные реакции, неврозы и другие психологические расстройства.
3. 16-факторный опросник Кэттелла (версия С). Американский исследователь Р.Б. Кэттелл опубликовал многофакторный опросник, который успешно применялся для экспресс - диагностики личности. Опросник диагностирует черты личности, которые Кэттелл называет конституционными факторами [41]:
- Фактор А – «замкнутость - общительность»;
- Фактор В – «интеллект»;
- Фактор С – «эмоциональная неустойчивость – эмоциональная устойчивость»;
- Фактор Е – «подчиненность - доминантность»;
- Фактор F – «сдержанность - экспрессивность»;
- Фактор G – «подверженность чувствам – высокая нормативность поведения»;
- Фактор Н – «робость - смелость»;
- Фактор I – «жестокость - чувствительность»;
- Фактор L – «доверчивость - подозрительность»;
- Фактор М – «практичность – развитое воображение»;
- Фактор N – «прямолинейность - дипломатичность»;
- Фактор Q – «уверенность в себе - тревожность»;
- Фактор Q1 – «консерватизм – радикализм»;
- Фактор Q2 - «конформизм – нонконформизм»;
- Фактор Q3 – «низкий самоконтроль – высокий самоконтроль»;
- Фактор Q4 – «расслабленность - напряженность»;
- Фактор MD – «адекватность самооценки».
В нашей работе мы сочли уместным использовать лишь несколько конституционных факторов, влияющих на эффективность межличностного взаимодействия в коллективе в ситуациях требующих четких незамедлительных действий: факторы C, E, F, N, Q2. На наш взгляд, именно эти факторы способны более полно охарактеризовать эмоциональные внутренние стороны личности и особенности взаимодействия в коллективе. Полный опросник состоит из 105 вопросов и предполагает 3 варианта ответов. Наш вариант выявляющий факторы C, E, F, N, Q2. состоял из 30 вопросов. Для проведения исследования требуются сам опросник и ответный бланк. Тестирование может проводиться как индивидуально, так и в групповом варианте.
4. Опросник «Личностные факторы принятия решений» (ЛФР - 25), предложенный Т.В. Корниловой (1994). Опросник содержит 25 утверждений.
Испытуемому даётся инструкция: в бланке «Протокол» Вы отмечаете «+1», если высказывание в основном Вас характеризует, «-1», если оно Вам не соответствует, и «0», если оно Вас наполовину характеризует.
Данные подсчитываются с помощью ключа и процентильных шкал (Приложение 2). К шкале «рациональность» относятся пункты 1, 2, 5, 6, 8, 9, 10, 11, 12, 14, 19, 24. К шкале «готовность к риску» относятся пункты: 3, 4, 7 (с интервированным значением), 21, 22, 23, 25.
При подсчёте «сырых» баллов пункты для каждой шкалы суммируются (в двух указанных случаях – пункты 7 и 20 инвертируются, т.е. берутся с противоположным знаком).
Особенности развития межличностных отношений у детей старшего подросткового
возраста.
Отрочество – период жизни, лежащий между детством и взрослостью. Это кажущееся простым определение содержит проблему, особенно если речь заходит о конечной точке отрочества, то есть старшего подросткового возраста. [1, стр.42]
Если ведущим видом деятельности младшего школьника была учебная, и существенные изменения в психическом развит ...
Воображение как деятельность синтеза. Способы синтезирования в создании
образов воображения.
Известно, что наиболее полное раскрытие способностей человека возможно лишь в общественно значимой деятельности. Причём важно, чтобы осуществление этой деятельности детерминировалось не только извне (обществом), но и внутренней потребностью самой личности. Деятельность личности в этом случае становится самодеятельностью, а реализация е ...
Выявление детей с нарушениями речи.
Исследованиями сектора логопедии института дефектологии установлено, что среди неуспевающих учащихся массовой школы немалую часть составляют дети с отклонениями в речи, что лишает их необходимой готовности усваивать звуковой состав слова, а следовательно, письмо и чтение.
При
овладении в дошкольном возрасте словарным запасом, грам ...
Разделы