Патологическое влечение к азартным играм рассматривается с точки зрения пяти теоретических моделей:
1. Наследственно-биологической, в рамках которой имеются указания на особенность у этих пациентов DRD-2 гена (определяющего функцию допаминовых рецепторов)
2. Поведенческой
3. Когнитивной
4. Психодинамической
5. Социальной
B. F. Skinner, рассматривая феномен патологической склонности к азартным играм в рамках поведенческой модели, считал, что в ее основе лежат появляющиеся в процессе взаимодействия индивидуума и среды аддиктивные паттерны поведения.
Когнитивная теория связывает патологическую игру с когнитивными ошибками, иррациональными убеждениями и так называемой «иллюзией контроля». Типичны следующие когнитивные ошибки игроков, приводимые M.D. Grifiths: персонификация игрового автомата («игровой автомат похож на меня») или типичное объяснение проигрыша (« я проиграл, потому, что я был невнимательным»). К иррациональным убеждениям относят следующие четыре стержневые характеристики:
1. Нетерпеливость и неспособность к длительным усилиям («я должен выиграть это в следующей ставке»);
2. Низкая фрустрационная толерантность («это ужасно, если я не выиграю»);
3. Искажение самооценки («я - ничто, если я не играю и не выигрываю»);
4. Преувеличение (« я не могу существовать, если я не играю»).
«Иллюзия контроля», описанная R. Ladouceur и M. Mayrand предполагает, что игрок верит, что может контролировать случайные события посредством различных способов ритуального поведения, например, скорости нажатия на кнопки игрового автомата.
Существует два типа азартных игр:
1. Игры, вероятность выигрыша в которых во многом зависит от интеллектуальных способностей, технических навыков и умений игроков.
2. Игры, где выигрыш не зависит от игрока
Но многие гемблеры, предпочитающие второй тип не осознают невозможность контроля за игрой, они обладают иллюзией управляемости процессом игры. Такие игроки не могут прогнозировать ее реальные последствия. Вероятно, у них нарушена способность делать прогнозы - прогностическая компетентность. Нами не было обнаружено исследований гемблеров по этому параметру, поэтому представляется интересным выявить особенности антиципационной состоятельности лиц, склонных к гемблингу.
Психодинамическая концепция расстройства исходит из того, что за нелогичной постоянной уверенностью больного в выигрыше скрываются инфантильные фантазии всемогущества, ожидание неограниченного удовлетворения своих желаний. Постоянное возвращение к игре означает протест, агрессивное бессознательное отношение к реальной действительности, не желающей подчиняться этим фантазиям. При этом проигрыш не возвращает к реальности, а наоборот бессознательно воспринимается как неправомерный отказ в удовлетворении желания и обоснованный повод для протеста, т. е. очередной ставки. При наличии глубинной неуверенности в себе и зависимых черт личности существенную роль в поддержании патологического влечения может играть неосознаваемое снятие с себя ответственности с возложением ее на фортуну. Психодинамически ориентированные терапевты объясняют компульсивное поведение игрока доминирующими психологическими защитами, присущими обсессивно-компульсивной личности, которые в условиях стресса и повышенных нагрузок преобразуются в симптоматическое поведение, приобретающее характер ритуала или компульсии. Наибольшее значение имеют такие защиты, как «уничтожение сделанного», «фантазии о всемогущественном контроле» и «реактивное образование».
Игровое поведение также связывают с нарушением в семейных и сексуальных отношениях, при этом большое значение уделяется решению вопроса о том, почему игроки не хотят возвращаться после работы домой - из-за нежелания встречаться с супругами или нежелания погружаться в скучную атмосферу обыденного семейного существования. Нарушение семейных отношений, которое возникает практически у всех игроков, проходит через ряд характерных стадий.
В начальной стадии супруг (чаще это жена) верит, что все не так уж плохо. В этот период возникает конфронтация супруга с игроком, связанная с ожиданием положительной трансформации «слишком увлеченного» игрой супруга. В конце концов, такие ожидания игроков нивелируются. Этот период часто называют периодом « открытия» проблемы. Во второй, стрессовой стадии, супруга игрока переживает чувство вины за мужа и обвиняет себя в том, что не может ему помочь. В этот период у нее могут появиться различные невротические симптомы, для снятия которых она может начать злоупотреблять алкоголем. Третья стадия чаще завершается разводом, но иногда приводит супругов к тяжелым нервным срывам, а иногда к суицидам [5].
Особенности свойств личности спортсменов
Личностные особенности студентов, занимающихся спортом, изучены по показателям ценностных ориентации, волевых качеств, интеллекта, свойств темперамента, мотивационной, коммуникативной и эмоциональной сферы. В общей сложности изучены 49 показателей свойств личности спортсменов.
Анализ средних значений и вариативности показателей личност ...
Особенности организации и проведения групповой игротерапии.
Игротерапия используется как в индивидуальной, так и в групповой форме. Главным критерием предпочтения групповой игротерапии является наличие у ребенка социальной потребности в общении, формирующейся на ранней стадии детского развития. Заключение о наличии у ребенка социальной потребности, решающим образом определяющей успех проведения ...
Влияние самооценки на адаптированность к учебе
В данном параграфе представлены результаты изучения взаимосвязей характеристик самооценки (ее уровня, адекватности и степени дифференцированное™) с показателями адаптированности студентов к учебной деятельности по объективному (успешность) и субъективному (удовлетворенность) критериям.
Как показывают результаты корреляционного анализ ...
Разделы