Существует множество методов воздействия, которые можно было бы отнести к активным групповым методам.
Как уже говорилось выше, область применения АГМ чрезвычайно широка. В настоящее время существует целый комплекс АГМ, различных и по целям, и по способам воздействия, и по многим другим характеристикам.
Единой классификации АГМ не существует. Разные авторы классифицируют АГМ исходя из той научной концепции, которой они придерживаются и сферы деятельности, в которой эти методы применяются. Также необходимо отметить такой недостаток, как неполный или неоднородный выбор критериев для классификации. Приведем несколько примеров классификаций, отраженных в работах Морено, Емельянова, Карвасарского, Беличевой, Марасанова, Ромека [29; 24; 115; 75; 101].
Дж. Морено в 1948, проводит классификацию методов в рамках психотерапевтического направления. Он исходит из характеристики трех критериев - субъект, фактор и средство ("медиум") психотерапии, использует двухполюсные категории. Для субъекта (группа), рассматриваемого по составу, месту и цели лечения, характерны следующие черты: состав - аморфный или структурированный (например, по проблемам участников), место проведения - естественная среда или специально созданная организационная структура (например, больница, лаборатория), цель психотерапии - ликвидация симптомов и вызывающих их причин. Фактор психотерапии характеризуется источником и формой воздействия. Источником воздействия может быть психотерапевт и любой член группы. Форма воздействия может быть спонтанной и свободной, запланированной и выученной. Средство психотерапии рассматривается по способу (модальности) воздействия, его характеру и происхождению. Можно воздействовать, используя вербальную активность (лекцию, дискуссию), психодраматическую активность или иную действенную форму (например, музыку, танец). "Медиум" может иметь запрограммированный характер, быть в контексте "лицом к лицу" или находиться на расстоянии (радио, телевидение).
Р. Корзини [147] в 1957 году, классифицирует АГМ в рамках психотерапевтической практики опираясь на три критерия - позицию психотерапевта, способ общения, форму активности участников группы и на цель изменений. В этот период в области практической психологии были еще сильны методы репрессивно-вдохновляющей терапии, но значимое положение занимали и школы К. Левина и К. Роджерса, которые предполагали более свободный стиль общения в группе, консультирующую и помогающую роль тренера. Этим обусловлен первый критерий классификации. В качестве второго критерия используется форма активности участников: работа ведется в виде убеждения или дискуссии, либо группе предлагается более активная роль посредством участия в играх, упражнениях, обмене опытом. Третий критерий предполагает разграничение методов, направленных на снятие негативных симптомов и методов, направленных на поиск и решение проблемы, которая служит причиной личностных расстройств. Корзини предлагает классифицировать активные групповые методы по следующим категориям:
директивно-вербально-поверхностные (имеющие целью достижение симптоматического улучшения);
директивно-вербально-глубинные (направленные на изменение личности);
директивно-действенно-поверхностные;
директивно-действенно-глубинные;
недирективно-вербально-поверхностные;
недирективно-вербально-глубинные;
недирективно-действенно-поверхностные;
недирективно-действенно-глубинные.
Подобная классификация не учитывает важный критерий - характер терапевтического фактора.
С. Либих считает, что классификация методов может быть проведена с учетом их содержания и целей, а используемые технические процедуры должны служить дополнительным критерием. Он предлагает деление на два основных метода групповой психотерапии: патогенетическую или причинную, и симптоматическую. В первой С.С. Либих выделяет следующие разновидности:
1) работа над психогенезом;
2) мотивированное суггестивное воздействие;
3) лечебное перевоспитание;
4) лечебный тренинг и реадаптация. Групповую симптоматическую психотерапию он подразделяет на:
1) успокаивающую;
2) разъясняющую;
3) отвлекающую внимание;
4) активизирующую;
5) опосредованное суггестивное воздействие. С.С. Либих предлагает учитывать третью разновидность групповой психотерапии - аутопсихотерапию, а в ее рамках группы, использующие аутосуггестию, самовоспитание и аутогенный тренинг.
Особенности развития слухоречевой памяти
дошкольников в норме и при речевых нарушениях
Память в дошкольном возрасте, по представлению В.С. Мухиной, носит преимущественно непроизвольный характер. Это значит, что ребенок чаще всего не ставит перед собой осознанных целей что-либо запомнить. Запоминание и припоминание происходят независимо от его воли и сознания. Они осуществляются в деятельности и зависят от ее характера. Ре ...
Тренинг умений. Умение 1.
Ситуация 1.
Определите вид следующего суждения: «Эрмитаж расположен на Дворцовой площади, и каждый желающий может его посетить».
Решение:
№
Алгоритм
Конкретное соответствие данной ситуации предложенному алгоритму
1
Выделение простых суждений
А) Эрмитаж расположен на Дворцовой площади;
Б) каждый желающий может е ...
Исследования проблемы профессиональных установок студентов,
обучающихся в вузе. Анкетирование
как метод исследования проблем профессиональных установок студентов
Важность изучения профессиональных установок студентов связана с выявлением цели обучения в университете и основной причины, по которой студенты выбирают именно данный тип учебного заведения. Выбор вуза выпускниками школ – это не только выбор места учебы, но и профессиональное самоопределение, признание ими приоритета определенного обра ...
Разделы