Материалы » Исследование темпераментного профиля личности » Эмпирическое исследование темперамента личности. Организация и методы исследования темперамента

Эмпирическое исследование темперамента личности. Организация и методы исследования темперамента
Страница 1

Исследования проводим на группе людей в возрасте от 25 до 40 лет. Испытуемым предлагалось ответить на вопросы нескольких тестов, результаты записывались. Проводились исследования в разное время и их целью было определение типа нервной системы и типа темперамента. По результатам всех тестов должен был не только выделиться один, наиболее характерный тип темперамента, но и второстепенные, черты которого так же присутствуют в характере человека. Кроме того проводилось исследование характеристических особенностей личности.

Целью проведения всех тестов является определение типа темперамента испытуемых.

В качестве испытуемых выступают:

1. Савельева Е.В. специалист по подбору кадров, 25 лет.

2. Громов А.В. менеджер, 32года.

3. Николаева Н.М. бухгалтер, 40 лет.

Порядок проведения тестов:

1. Темпинг тест. Применяется для исследования типа нервной системы. Исследование проводится в два этапа. Его проводит в паре испытуемый и экспериментатор. Испытуемого спрашивают о самочувствии и просят удобно расположиться за хорошо освещенным столом, взять бланк и карандаш. На первом этапе испытуемому предлагают проставлять карандашом точки в бланке правой рукой. Бланки представляют собой стандартные листы бумаги, разделенные на шесть расположенных по три в два ряда квадратов. По сигналу экспериментатора он должен переходить к расстановке точек из одного квадрата в другой через каждые пять секунд. По истечению пяти секунд работы в шестом квадрате первый этап окончен. Второй этап начинается вслед за первым, после прочтения инструкции с предложением взять карандаш в левую руку и проставлять точки на новом бланке. Инструкция и порядок проведения исследования на втором этапе аналогичны. Данное исследование необходимо, так как разным типам темперамента соответствует тот или иной тип нервной системы. По результатам проведенного темпинг-теста определяем тип нервной системы. Данный эксперимент необходим, так как различным типам темперамента соответствует тот или иной тип нервной системы. Так меланхолику соответствует слабый тип нервной системы. Необходимо подсчитать количество точек, расставленных испытуемым за каждые пять секунд в квадратах первого и второго бланках, и записать результаты. Затем построить графики работоспособности отдельно для правой и левой рук.

2. Тест-опросник Айзенка. (60 вопросов) Исследования проводятся с целью определения уровня экстраверсии, эмоциональной устойчивости и типа темперамента. За каждый ответ, совпадающий с кодом опросника, начисляется один балл. Обработка начинается со шкалы лжи, так как она используется для определения искренности испытуемого. Если по шкале лжи испытуемый набирает 5-6 баллов, его протокол скитается недействительным.

3. Методика определения акцентуации характера по методу Шмишека. Тестируемому предлагается ответить на 88 вопросов, после чего определяется уровень акцентуации по нескольким признакам. Теоретической основа теста служит концепция «акцентуированных личностей» К.Леонгарда. Выделенные Леонгардом 10 типов можно разделить на акцентуации характера и акцентуации темперамента. (гипертимический, дистимический и т.д. типы). Тестовая методика Шмишека позволяет определить акцентуацию темперамента, а следовательно получит представление и о самом темпераменте. Напомним, что акцентуация может перейти в патологию при сочетании некоторых неблагоприятных факторов. Тип акцентуации гипертимность: Люди, склонные к повышенному настроению, оптимисты, быстро переключаются с одного дела на другое, не доводят начатого до конца, недисциплинированные, легко попадают под влияние неблагополучных компаний. Люди такого типа склонны к приключениям, романтике. Не терпят власти над собой, но любят, когда их опекают. Тенденция к доминированию, лидированию. В патологии — невроз навязчивых идей. Как мы видим, данный тип не может соотноситься с типом темперамента меланхолик. Дистимичность – склонность к расстройствам настроения. Противоположность гипертимности. Настроение пониженное, пессимизм, мрачный взгляд на вещи, повышенная утомляемость. Быстро истощается в контактах и предпочитает одиночество. Данный тип, наоборот, в большей степени указывает на меланхолию. Тревожность, Люди меланхолического склада с очень высоким уровнем конституционной тревожности, не уверены в себе. Недооценивают, преуменьшают свои способности. Застенчивы, пугаются ответственности. Эмотивность. Аффектно лабильные (неустойчивые). Люди, у которых быстро и резко меняется настроение по незначительному для окружающих поводу. От настроения зависит все — и работоспособность, и самочувствие и т. д. Тонко организована эмоциональная сфера; способны глубоко чувствовать и переживать. Склонны к добрым отношениям с окружающими. В любви ранимы как никто. Не против того, чтобы их опекали, заботились.

Страницы: 1 2


Практическая часть
1. Описание проведения исследования Задачи и организация исследования. В соответствии с целью и гипотезой были поставлены следующие задачи исследования: 1. Теоретически изучить различные виды аддиктивного поведения человека 2. Рассмотреть профилактическую деятельность аддиктивного поведения 3. Провести методику диагностики склоннос ...

Экспериментальное изучение ценностных ориентаций у старшекласников из полных и неполных семей. Методологический аппарат
Цель – выявить особенности ценностных ориентаций у старшеклассников из полных и неполных семей. Объект исследования – старшеклассники 30 человек из полных семей и 30- из неполных семей, общее количество 60 человек, обучающиеся на I-II курсах «Воркутинского медицинского училища» г. Воркута. Предмет исследования – тип семьи, иерархия це ...

Развитие самооценки в онтогенезе
Личность человека представляет собой сложную структуру, являющуюся продуктом его развития. Среди многих компонентов личности одним из основных является самооценка, т.е. оценка самого себя. По данным Л.И. Божович, правильное формирование самооценки - один из важнейших факторов развития личности ребенка[39]. Устойчивая самооценка формир ...