Материалы » Игротерапия как средство развития межличностных отношений у старших подростков » Анализ влияния игротерапии на развитие межличностных отношений у старших подростков. Анализ уровня развития межличностных отношений у старших подростков.

Анализ влияния игротерапии на развитие межличностных отношений у старших подростков. Анализ уровня развития межличностных отношений у старших подростков.
Страница 1

На основе теоретического анализа данной проблемы мы провели опытно-эксперементальную работу, которая включала в себя три этапа: констатирующий, формирующий, контрольный.

Целью констатирующего этапа эксперимента было определение определение уровня развития межличностных отношений у старших подростков.

Опытно-экспериментальное исследование проводилось на базе МОУ «СОШ №30» г. Абакана. В ходе исследования было обследовано 21 учащихся старшего подросткового возраста (13-14 лет). Констатирующий этап опытно-экспериментальной работы был проведён в декабре 2006 г.

Для определения индекса групповой сплочённости мы использовали такие методики как «социометрия» Р.С. Немова и тест оценки коммуникативных умений под редакцией А.А. Карелиной.

Методика «социометрия» Р.С. Немова предполагала выявление уровня взаимоотношений среди подростков, определение положения испытуемого в системе межличностных отклонений той группы, к которой он принадлежит.

Классу выдавались чистые листочки, и предлагалась такая инструкция:

«Ваш класс существует уже давно. За время совместной жизни и общения друг с другом вы, наверное, смогли неплохо узнать друг друга, и между вами сложились определенные личные и деловые отношения, симпатии и антипатии, уважение, неуважение друг к другу и т.п. Не все, очевидно, складывалось гладко и образовавшиеся между вами отношения далеки, по-видимому, от идеала. С кем-то вам хорошо находиться в одном классе, кто-то вас не очень устраивает и с ним вы хотели бы расстаться. Теперь представьте себе, что ваш класс начинает складываться сначала и каждому из вас представляется возможность вновь по своему желанию определить состав класса. Ответьте в этой связи на следующие вопросы, записав свои ответы на выданном листе бумаги. Его предварительно необходимо подписать, чтобы мы могли судить о том, кто и кого выбирает или отвергает.

1. Кого из членов вашей группы (класса) вы по своему желанию включили бы в состав новой группы (класса)? Запишите этих людей на листе бумаги под номером 1 в порядке предпочтения.

2. Кого из членов вашей группы вы, напротив, не хотели бы видеть в составе новой группы (класса)? Запишите их под номером 2 в порядке отклонения».

Мы получим следующие результаты: в классе присутствуют учащиеся, которых очень мало кто выбирал. Таких оказалось 15 человек. Они симпатизировали одному, двум или трём одноклассникам. В основном этих учащихся наоборот не желали видеть в своём классе и записывали в ту группу учащихся, которые, на их взгляд, недостойны учиться в выбираемом классе.

Предпочитаемых учащихся оказались шесть человек. Эти лица были более авторитетными и значимыми в школьном коллективе. Их выбирали 7, 6, 5 человек, но не более.

Полученные результаты мы зафиксировали в процентном соотношении в диаграмме (см. рис.1)

Рис.1. Уровень развития межличностных отношений и старших подростков.

Анализируя полученные данные можно сделать следующие выводы: в исследуемом классе нет гармоничных отношений. Учащиеся мало с кем взаимодействуют и определяя свой новый класс они очень немногих записывают в свои желаемые одноклассники. Так, класс должен состоять из 21 человека и самый большой выбор, состоящий из 14 человек класса, сделал только один человек. Остальные, которым предоставлялась возможность определить новый класс, предпочли нескольких человек: 10, 9, 7, 5, 3 и даже одного.

Таким образом, проведённый нами качественный анализ результатов показал, что больше половины учащихся оказались непринятыми в классе. И лишь 29% из 100 являются более или менее авторитетными.

Следующая методика, использованная в ходе исследования, была направлена на оценку коммуникативных умений – тест оценки коммуникативных умений А.А. Карелиной.

Понятие «коммуникативные умения» включает в себя не только оценку собеседника, определение его сильных и слабых сторон, но и умение установить дружескую атмосферу, умение понять проблемы собеседника и т.д.

Страницы: 1 2


Стиль общения в структуре индивидуальности. Индивидуальные различия (individual differences)
Для наиболее полного понимания вопроса рассмотрим его основные категории: индивидуальные различия и общение. Система коммуникации обусловливает не только нашу уникальность как биологического вида, но и уникальность каждого человека. Речь и язык требуют адекватного физического и неврологического развития людей в сочетании с получением и ...

Особенности характеристик самооценки спортсмена
Долгое время в психологии царила точка зрения, согласно которой, спортсмены имеют высокий показатель уровня самооценки (Жилин СВ., 2003; Плашко Р.В., 2001; Шаболтас А.В., 1998). В последнее время всё чаще появляются данные о том, что это не совсем так. Например, Г.В. Лозовая (2002) отмечает, что лицам, занимающимся профессиональным спор ...

Особенности родительских наказаний
Отцы чаше всего предпочитают физические наказания, а матери – непрямые или более психологические воздействия и как сыновей, и на дочерей. Согласно некоторым исследованиям К. Бютнера, мальчиков родители чаще подвергают физическим наказаниям, чем девочек, а более частые и сильные наказания воспитывают у мальчиков и большее сопротивление. ...