Целью седьмого занятия было развитие у подростков навыков общения в различных жизненных ситуациях. С этой целью проводились такие игры, как «У дверей девушки», «Чай в половине двенадцатого ночи», «Треугольник», «Богатая тетя» и др. Здесь подростки моделируют свое будущее, примеряют свои новые личностные «одеяния», проживают в психологически защищенной, комфортной обстановке то, что чуть позже им придется прожить в продуваемом ветрами социуме, учатся вербализовывать свои переживания, принимать переживания других. Наиболее волнующими для подростка были игры, связанные с межличностными и межполовыми отношениями.
Восьмое занятие было посвящено закреплению у подростков навыков межличностного взаимодействия. Проводились такие игры, как «БИП», «Да – нет - да», «Паром», «Наблюдения за движениями», «Дождик» и др.
Предполагаемая система, направленная на развитие межличностных отношений у старших подростков, включала восемь занятий. В них присутствовали как психологические, так и педагогические компоненты (дидактические, сюжетно-ролевые, театрализованные, игры-тренинги).
Игры-упражнения на развитие межличностных отношений проводились 2 раза в неделю и были рассчитаны на месяц. Игры-упражнения проводились в январе-феврале, в ходе государственной практики.
Исходя из наблюдений за детьми в процессе игр-занятий, мы можем констатировать положительный настрой детей, в самом начале проведения первых игр многие отказывались принимать участие и, недоумевая, задавали вопрос: «А зачем это?», «Не хочу». Однако уже на 2 занятии процессом игр увлеклись практически все, этому способствовала доброжелательная атмосфера и азарт самых активных участников. В обычных играх – тренингах подростки много нового узнавали о своих одноклассниках, с которыми проучились много лет, раскрывались положительные качества и черты, развивалось чувство понимания и сопереживания к другим людям.
В результате формирующего этапа опытно–экспериментальной работы, которая предоставляла детям богатое содержание игровой деятельности, почти каждый подросток смог проявить свою индивидуальность, самостоятельность поведения и получить положительный эмоциональный настрой.
Таким образом, на наш взгляд, при соблюдении предложенных рекомендаций, игротерапия может быть использована в целях развития межличностных отношений у детей старшего подросткового возраста.
Для подтверждения эффективности использования системы игр-занятий, направленных на развитие межличностных отношений детей старшего подросткового возраста, нами был проведён контрольный эксперимент, который включал в себя сравнительный анализ результатов уровня развития межличностных отношений, достигнутые в ходе формирующего эксперимента. Об этом пойдёт речь в следующем параграфе.
Психологическое консультирование при разводе в исследовании Р.Кочюнаса
По мнению Кочюнаса Р. [5], утрата близкого человека случается не только при его смерти, это происходит в результате свершения и других актов гражданского состояния. Развод представляет собой аналогичную ситуацию и порождает схожую динамику переживаний. Развод — это смерть отношений, вызывающая самые разнообразные, но почти всегда болезн ...
Анализ цикла занятий «Хорошо и плохо».
Цель цикла занятий:
Конкретизация представлений о социальной значимости хорошего и плохого поведения.
Первое занятие показало, что детям трудно дается игра, они не могут перевоплощаться, перестраиваться.
Необходимо помощь психолога, только с его помощью подросткам удается расслабиться, раскрыть себя.
Плохие персонажи удаются лучше, ...
Особенности агрессии детей и подростков
1. Жертвами агрессии становятся близкие люди - родные, друзья и пр. Это своего рода феномен "самоотрицания", поскольку такие действия направлены на разрыв кровных связей - жизненной основы существования человека.
2. Далеко не все агрессивные дети воспитываются в неблагополучных семьях, многие, наоборот, имеют весьма состоятел ...
Разделы