Психология потерпевшего
Страница 2

Следствию важно установить психологический контакт с потерпевшим, необходимо учитывать, что последствия преступного деяния приводят потерпевшего в состояние страха, тяжёлых депрессий, отчаяния.

Так как преступления наносят душевную травму потерпевшему, то он мысленно многократно возвращается к случившемуся; при этом ему удаётся вспомнить существенные обстоятельства, которые были упущены в ходе осуществления первого допроса.

Вот почему с учётом физического и психического состояния потерпевшего целесообразно осуществить повторный допрос.

Следует иметь в виду, что частые воспоминания случившегося и связанные с ними переживания активизируют мыслительные процессы потерпевшего и усиливают его стремление найти виновного. Поэтому потерпевшие склонны сами выдвигать предположения о том, кто и почему совершил преступление.

В следственной практике известно немало случаев, когда предположения потерпевшего подтверждались в ходе расследования.

Между тем, показания потерпевших не всегда объективны. Причин может быть много:

потерпевший стремиться отомстить преступнику за причинённую боль, страдания, оскорбления;

желание получить максимальную материальную компенсацию в случае осуждения правонарушителя;

потерпевший может преследовать и корыстные цели, преувеличивая размеры причинённого ему ущерба;

потерпевший может стараться смягчить участь обвиняемого под влиянием уговоров родственников и друзей преступника;

потерпевший может скрывать своё собственное неблаговидное поведение.

Несоответствие показаний потерпевшего иногда является следствием стыдливости, смущения, неловкости при необходимости рассказать о действиях преступника или о собственных действиях в момент совершения преступления. Показания потерпевшего могут не соответствовать случившемуся и потому, что он опасается мести со стороны преступника и его соучастников, а также, в результате внушения преднамеренного или не преднамеренного. (Особенно характерно для несовершеннолетних).

Для того, чтобы избежать вредного действия внушения, на допросе запрещается задавать наводящие вопросы, которые могут подсказать потерпевшему желаемый ответ. Таким образом, личность потерпевшего играет большую роль для работы органов правосудия.

Страницы: 1 2 


Характеристика условий обучения в школах-интернатах 8-го вида и типологических особенностей личностного и психофизиологического потенциала адаптации умственно-отсталых подростков
Специальные образовательные школы являются одним из звеньев общей системы образования. Содержание образования охватывает различные виды знаний, которые необходимы для развития умственно отсталых детей. Содержание образования это учебный план, программы, учебники для коррекционных школ 8-го вида. Обучение детей в коррекционных школах 8-г ...

Психологическая педагогика как наука. Исторические аспекты педагогической психологии
В развитии и становлении психологической педагогики как науки можно выделить три этапа. Первый этап - с середины XVII в. и до конца XIX в. может быть назван общедидактическим. Второй - с конца XIX в. до начала 50-х годов XX в., когда педагогическая психология начала оформляться в самостоятельную отрасль, аккумулировав достижения педагог ...

Общая характеристика групп и коллективов в организации. Понятие группы; виды, структура групп
В теориях личности отмечается, что группа оказывает существенное влияние на психологию и поведение индивидуума. Часть изменений, порождаемых психологическим влиянием группы, исчезает, как только человек выходит из сферы воздействия группы, другие продолжают существовать, оставляя заметный след в личности и при определенных условиях прев ...