Классификация психических процессов, начатая еще во времена Аристотеля, дала начало дискуссиям, которые продолжаются до сих пор. Сегодня становится понятным, что любая дифференциация психических процессов является условной, так как в реальной жизнедеятельности человека они взаимосвязаны.
В.В. Петухов предложил выделять две группы психических процессов. Первую группу составляют специфические или собственно познавательные процессы. К ним отнесены ощущения, восприятие и мышление. Общим для этих процессов является их результат: знание субъекта о мире и о себе, полученные либо с помощью органов чувств (ощущения, восприятие), либо рационально (мышление).
Ко второй группе В.В. Петуховым отнесены универсальные психические процессы: память, внимание, воображение.
В трактовке Л.М. Веккера они имеют название "сквозных", так как они проходят сквозь любую деятельность, обеспечивают ее осуществление, являются необходимыми условиями познания, но не сводятся к ним.
Благодаря универсальным психическим процессам познающий, развивающийся субъект имеет возможность сохранять единство своего "Я" во времени. Память позволяет удерживать прошлый опыт, внимание - извлекать актуальный, настоящий опыт, воображение - прогнозировать будущий, то есть содержать его в сознании.
Предложенное В.В. Петуховым и Л.М. Веккером понимание места внимания в познавательной сфере человека дает возможность его более определенной оценки и как бы завершает цикл дискуссий о том, является ли внимание самостоятельным психическим процессом, либо находится в "услужении" у других процессов, обеспечивая их продуктивность.
Сложное положение внимания объяснялось тем, что исследователи не атрибутировали ему статус самостоятельного и подчеркивали, что оно не имеет собственного содержания и собственного результата. Внимание длительное время рассматривалось как побочный продукт, используемый для характеристики других процессов.
Известно, что этой точки зрения придерживался С.Л. Рубинштейн, считая его стороной всех познавательных процессов сознания, и притом той их стороной, в которой они выступают как деятельность, направленная на объект. Он подчеркивал, что внимание связано и определяется активностью субъекта. С.Л. Рубинштейн считал внимание динамической характеристикой протекания познавательной деятельности. Вместе с тем, он подчеркивал значимость не только субъекта, но и объекта, который притягивает и удерживает внимание на определенном уровне.
Позицию С.Л. Рубинштейна относительно внимания как активности личности в течение ряда десятилетий разделял Н.Ф. Добрынин. В его концепции внимание было тесно связано с "принципом значимости", которым он объяснял направленность и сосредоточенность психической деятельности. Именно эта трактовка внимания вошла в основные учебники и учебные пособия и сохранилась до настоящего времени.
Поэтому традиционно внимание характеризуется как избирательная направленность и сосредоточенность сознания человека в данный момент времени на каком-либо объекте, образе, событии. Эта характеристика внимания отличается от ранее сложившихся определений В.Вундта, Э.Титченера. В.Вундт связывал внимание с процессом апперцепции, сопровождавшимся чувством внутреннего усилия, а Э.Титченер объяснял его как сенсорную ясность.
Новый всплеск интереса к вниманию связан с изучением его нейропсихологических основ, исследованных А.Р. Лурия, который, вслед за А.А. Ухтомским, рассматривал доминанту как физиологический механизм внимания. Обобщив феноменологию внимания, А.Р. Лурия пришел к следующему определению: внимание - это осуществление отбора нужной информации, обеспечение программ действий и сохранение постоянного контроля за их протеканием.
К настоящему времени получен ряд новых фактов, доказывающих, что процессы внимания сопровождаются определенными физиологическими сдвигами: изменением сердечно-сосудистой деятельности, дыхания, кожно-гальванических реакций. Использование электроэнцефалограммы дало возможность понять, что возникновение внимания сопровождается депрессией альфа-ритма и появлением специфического состояния - "волны ожидания".
Индикатором интенсивности внимания является изменение амплитуды вызванных потенциалов: привлечение внимания вызывает возрастание амплитуды, а отвлечение - ее снижение.
Распределение внимания
Распределение внимания -
это умение выполнять две или более различные деятельности, удерживая на них свое внимание. Может ли внимание распределяться одновременно между двумя или несколькими разными деятельностями? Может, жизнь постоянно требует этого. Например, студент на лекции распределяет одновременно внимание между тем, что записыв ...
Понятие о человеке индивиде
В основе индивида человек может быть рассмотрен по принадлежности к какому-то классу животных и отряду животных. Человек относится к классу млекопитающих. Индивид –
в понятии выражена родовая принадлежность человека. Появляясь на свет, как индивид, человек постепенно приобретает особое социальное качество, становится личностью
. Индиви ...
Выводы
Целью формирующего эксперимента было развитие слухоречевой памяти у старших дошкольников с ОНР III уровня. Формирующий этап исследования проводился в октябре месяце 2010 года. Учитывая результаты констатирующего эксперимента, нами были подобраны игры и упражнения, направленные на развитие фонематического слуха. Все предложенные игры и у ...
Разделы