Заключение

В данной работе выявлены и обобщены техники и методы психологического консультирования клиентов после развода. Рассмотрены как основные методы, основанные на подведении клиента к последнему этапу – адаптации к новым условиям жизни, характерному в ситуации развода, путем оказания поддержки, психологической помощи в преодолении кризиса и укрепления уверенности, повышения самооценки клиента, так и методы, рекомендованные к применению в дополнение к уже имеющимся – метод работы с сетью, так называемый «анализ сети».

Рассмотренные и обобщенные в данной работе методы и техники в случае обращения клиентов за психологической помощью в ситуации развода не являются исчерпывающими. Обсуждение можно было бы продолжать, останавливаясь на различных тонкостях и аспектах психологического воздействия. Из работы можно отметить определенный набор методов и техник, который с некоторыми вариациями используется практически во всех описываемых ситуациях воздействия на клиента в ситуации развода. К ним относятся следующие.

1. Ориентация клиента на принятие ответственности за происходящее.

2. Ориентация клиента на понимание, анализ и принятие собственных чувств как на единственную возможность понимания себя и собственного поведения.

3. Планирование и осуществление конкретных поведенческих шагов, направленных на немедленное изменение ситуации.

Осуществление такой стратегии работы с клиентом опирается на два различных аспекта работы консультанта, которые в какой-то мере являются синтезом принципов гуманистической и поведенческой психотерапии:

1. Умение понимать, сопереживать, поддерживать и анализировать чувства клиента.

2. Способность четко и конкретно планировать изменения в жизни клиента, структурировать все, что он говорит и делает, давать обратную связь и корректировать его высказывания.

Нам представляется, что использование данных принципов в работе с клиентами может успешно служить решению проблем, возникающих в процессе консультирования клиентов после развода. С этой точки зрения, предложенные методы и техники работы с конкретными случаями наглядно демонстрируют, как можно работать в области психологического консультирования клиентов после развода. Возможно представить и иные методы воздействия, основанные на других принципах, но нацеленные на оказание психологической помощи в процессе консультирования, поскольку предложенные в данной работе методы не являются исчерпывающими или единственно возможными. Психологическая практика привлекает автора именно тем, что возможности успешных стратегий работы в этой области неисчерпаемы.

Конечная цель психологического консультирования клиентов после развода – помочь клиенту пройти все стадии, сопутствующие личным переживаниям, прийти к адаптации и найти себя в новых условиях. Консультант является, прежде всего, адвокатом клиента, и, следовательно, все вмешательства, совершаемые им в процессе консультирования, должны быть наполнены чувством заботы, участия и поддержки клиента. Таким образом, главная техника, применяемая на всех стадиях в психологическом консультировании клиентов после развода – психологическая поддержка. Задача консультирования заключается в том, чтобы помочь клиенту отыскать свой собственный путь сквозь череду определенных им самим жизненных проблем, и в этой ситуации роль консультанта — роль советника, проводника, сопровождающего.


Индивидуальность, как вершина развития личности
При объяснении любых психических явлений личность выступает как воедино связанная совокупность внутренних условий, через которые преломляются все внешние воздействия. В качестве собственно личностных свойств из всего многообразия свойств человека обычно выделяются те, которые обусловливают общественно значимое поведение или деятельност ...

Единство мира и проблема психики
С древних времен человек верил в феномен единства мира, в то, что многообразие, сложность и множественность мира, природной жизни предполагает или содержит в себе также и существенное единство, самотождественность мира, что мир имеет какой-то единый первоисточник, первичный источник энергии и материи. Но откуда у нас такая уверенность в ...

Распространенность трудностей общения в разных возрастах
В ходе исследования В. Н. Куницыной в 1991 году с помощью различных психологических тестов были обследованы 490 старшеклассников петербургских школ. Получена следующая картина распространенности различных трудностей в юношеском возрасте. На первом месте стоит застенчивость (от 25 до 35 %) – она встречается чаще других трудностей. Остал ...