1) Общество влияет на человека, вынуждая его вести себя в соответствии с социально оправданными, ограничивающими свободу действия образцами.
2) Из-за этого возникают противоречия между внутренним истинным "Я" индивида и проявлениями его "Я" в отношениях с другими людьми, что приводит к потере смысла существования.
3) Индивид становится одиноким, когда, устранив охранительные барьеры на пути к собственному "Я", он тем не менее думает, что ему будет отказано в контакте со стороны других [19, с.11].
И здесь получается замкнутый круг: человек веря в то, что его истинное "Я" отвергнуто другими, замыкается в своем одиночестве и, чтобы не отвергнутым, продолжает придерживаться своих социальных "фасадов", что приводит к опустошенности. Иными словами, в одиночестве проявляется несоответствие между действительным и идеализированным "Я".
3) Социально-психологический подход (Боумен, Рисмен, Слейтр)
В отличии от психоанализа и роджерианского подхода, где причиной одиночества является сам человек, некоторые представители социальной психологии возлагают ответственность за возникновение одиночества на общество. Так Боумен выделил несколько факторов, способствующих усилению одиночества в современном обществе: ослабление связей в первичной группе; увеличение семейной и социальной мобильности.
Рисмен считает, что одной из главных причин одиночества является ориентация на других. Люди с такой ориентацией хотят нравиться, постоянно приспосабливаются к обстоятельствам, а также обособлены от своего истинного "Я", своих чувств и своих ожиданий. Это приводит к тому, что такая личность может приобрести "синдром обеспокоенности" и зависимость от внимания окружающих к себе со стороны других людей. Причем эта потребность никогда не может быть удовлетворена. Рисмен характеризуя американское общество как "направленного вовне", пишет, что его члены образуют "одинокую толпу".
Слейтер называет современное общество индивидуалистическим. Из-за того, что в нем невозможно достичь удовлетворения потребности в общении, сопричастности и зависимости, у человека возникает одиночество [25, с.18].
4) Интеракционистский подход (Вейс)
Подход Вейса к одиночеству отличается от рассмотренных выше по двум причинам:
он считает, что одиночество это результат влияния двух факторов - личности и ситуации;
Вейс рассматривал одиночество имея в виду такие социальные отношения как привязанность, руководство и оценка. Т.о., причиной одиночества может быть недостаток социального взаимодействия индивида, а также взаимодействия, удовлетворяющего социальные запросы личности.
Вейс выделил два типа одиночества: эмоциональное и социальное. Первое является результатом отсутствия такой тесной интимной привязанности как любовная или супружеская. При этом человек может испытывать чувство, похоже на "беспокойство покинутого ребенка". Социальное же одиночество является результатом отсутствия значимых дружеских связей или чувства общности, что может выражаться в переживании тоски и чувстве социальной маргинальности [15, с.31].
5) Когнитивный подход (Л.Э. Пепло)
Согласно мнению представителей когнитивного направления в психологии познание является ключом для объяснения связи между недостатком социальности и чувством одиночества. Л.Э. Пепло считает, что одиночество возникает в случае осознания диссонанса между желаемым и достигнутым уровнем собственных социальных контактов.
6) Экзистенциальная психология (И. Ялом, К. Мустакас)
Экзистенциальная психология тесно связана с экзистенциальной философией.
Первые попытки непосредственно перенести идеи философии экзистенциализма в психологическую и психотерапевтическую практику (Л. Бинсвангер и М. Босс) дали весьма ограниченные результаты. Ряд экзистенциально мыслящих философов (М. Бубер, П. Тиллих, М. Бахтин и др.) оказали на психологов большое и непосредственное влияние, но вершинами экзистенциальной психологии на сегодняшний день являются общепсихологические теории и методологические основы психологической практики, разработанные на основе философии экзистенциализма такими авторами как В. Франкл, Р. Мэй, Д. Бьюдженталь [15, с.21].
В экзистенциальной психологии выделяют базовый конфликт, обусловленный конфронтацией индивидуума с данностями существования. Под данностями существованиями здесь понимают определенные конечные факторы, являющиеся неотъемлемой, неизбежной составляющей бытия человека в мире.
Одиночество или, если быть точным, изоляция относится к таким данностям.
Обобщая все сказанное ранее, можно сказать, что в отличии от психоанализа и человеко-центрированной терапии, экзистенциалисты, во-первых, не считают это чувство патологическим, и, во-вторых, видят его причины в условиях человеческого бытия.
Дошкольный возраст от 3 до 7
В дошкольном детстве в основном завершается долгий и сложный процесс овладения речью. К 7 годам язык становится средством общения и мышления ребенка, а также предметом сознательного изучения, поскольку при подготовке к школе начинается обучение чтению и письму. Как считают психологи, язык для ребенка становится действительно родным.
...
Экспериментальное
изучение ценностных
ориентаций у старшекласников из полных и неполных семей. Методологический
аппарат
Цель – выявить особенности ценностных ориентаций у старшеклассников из полных и неполных семей.
Объект исследования – старшеклассники 30 человек из полных семей и 30- из неполных семей, общее количество 60 человек, обучающиеся на I-II курсах «Воркутинского медицинского училища» г. Воркута.
Предмет исследования – тип семьи, иерархия це ...
Методика № 1 «САН»
Цель:
Оперативная оценка самочувствия, активности и настроения.
Описание методики:
Опросник состоит из 30 пар противоположных характеристик, по которым испытуемого просят оценить свое состояние. Каждая пара представляет собой шкалу, на которой испытуемый отмечает степень выраженности той ил иной характеристики своего состояния.
Инст ...
Разделы