Заключение

1. Осуществить теоретический анализ существующих отечественных и зарубежных источников по изучаемой проблеме.

Девиантное поведение может способствовать эффективному функционированию общества. Во-первых, девиации способны усиливать подчинение нормам (Социолог Э. Сагарин). Во-вторых, нормы не выражаются в твердых правилах или водах законов. Согласно положению Э. Дюркгейма, всякий раз, когда члены группы осуждают некий акт как отступление от нормы, они ярче очерчивают контуры того, что считается нормой. Существует четыре наиболее распространенных социологических подхода к проблеме девиации: теория аномии (Э. Дюркгейм утверждал, что девиация играет функциональную роль в обществе, Мертон выделил пять реакций на дилемму цели - средства, четыре из которых представляют собой девиантные адаптации к условиям аномии). Теория культурного переноса (Социологи Г. Тард, Эдвин Г. Сазерленд подчеркивают сходство между способом выработки девиантного поведения и способом выработки любого другого стиля поведения). Теория конфликта (сторонники теории пытаются ответить на вопрос: "Какая социальная группа сумеет выразить свои принципы в законах общества и заставить членов общества подчиняться этим законам?") и теория стигматизации (Приверженцы теории стигматизации Эдвин Лемерт, Говард Бекер и Кай Эриксон утверждают, согласно теории стигматизации, девиация определяется не самим поведением, а реакцией общества на такое поведение. Когда поведение людей рассматривается как отступающее от принятых норм, это дает толчок ряду социальных реакций. Другие определяют, оценивают поведение и "навешивают" на него определенный ярлык. Нарушитель норм начинает согласовывать свои дальнейшие поступки с такими ярлыками. Во многих случаях у индивида вырабатывается самопредставление, совпадающее с этим ярлыком, в результате чего он способен вступить на путь девиации).

Психологические представления об одиночестве. 1) Психоаналитический подход (Зилбург, Саливан, Фромм-Рейхман). Обобщая положения некоторых психоаналитических теорий можно сказать, что одиночество расценивается в этой психологической парадигме как состояние отрицательное, уходящее корнями в детство. 2) Человеко-центрированный подход (К. Роджерс). Подход К. Роджерса к одиночеству отличается от психоаналитического в том, что он мало обращает внимания на ранние детские воспоминая, считая, что одиночество вызвано текущими влияниями, которые испытывает личность.

2. Проведенное исследование показало, что подростки-девианты обладают в основном средним социометрическим статусом - 15 (48%). Низким социометрическим статусом - 12 (39%) человек. Высоким социометрическим статусом обладают 4 (13%) подростков. Здесь мы не сможем утверждать, что подростки-девианты обладают низким социометрическим статусом. Однако 18 (58%) чел. имеют высокую степень одиночества.7 (23%) человек имеют средний уровень одиночества.6 (19%) человек обладают низким уровнем одиночества. И здесь мы можем утверждать, что подростки-девианты обладают высоким уровнем одиночества.

Программой STATISTIKA 6,0 мы рассчитали коэффициент ранговой корреляции Спирмена при сопоставлении показателей социометрического статуса и уровня одиночества у подрстков-девиантов и доказали, что Корреляция между социометрическим статусом и уровнем одиночества у подростков-девиантов статистически значимо отличается от нуля rs эмп > rs 0,01.

Гипотеза о том, что существует взаимосвязь между субъективным состоянием одиночества с социометрическим статусом подростков с девиантным поведением доказана.


Эксперимент с детьми страдающими задержкой психического развития.
Дети с различными отклонениями в психическом развитии составляют достаточно большую группу. Среди них особое внимание обращают на себя дети с задержкой психического развития (ЗПР), поскольку изменения в их психической деятельности не носят грубого характера, поддаются коррекционным воздействиям, и поэтому усилия педагогов и психологов в ...

Теоретический анализ профессиональной компетентности муниципальных служащих. Анализ понятия «профессиональная компетентность» в психологической литературе
Понятие компетентность тесным образом связано с дефиницией «компетенция». Так словарь иностранных слов трактует понятие компетентность как «обладание компетенцией, обладание знаниями, позволяющими судить о чем-либо» (46, 241 с.). Само же понятие «компетенция» (от лат. сompetentia – принадлежность по праву) в том же словаре определяется ...

Иерархическое строение когнитивных (познавательных) процессов
Итоги первого этапа развития когнитивной подхода были подведены в книге Улрика Найссера «Когнитивная психология», вышедшей в свет в 1967 году. Уже во введении он пишет, что конструктивный характер наших познавательных процессов является фундаментальным фактом. Задача когнитивной психологии состоит в том, чтобы понять, каким образом «вос ...