Проведённые исследования А.В. Киселёвой, Р.М. Масогутовым, Л.П. Плесюк также показывают отличительные особенности агрессивного поведения юношей и девушек:
в возрасте 12-13 лет практически все формы агрессии более выражены у мальчиков, чем у девочек;
к 13-14 годам формируется устойчивая тенденция (сохраняющаяся до 15 лет) – значительно больший негативизм и подозрительность у девочек по сравнению с мальчиками;
• у мальчиков в подростковом возрасте наиболее выражена физическая, косвенная и аутоагрессия (чувство вины);
• описанные выше особенности проявляются при относительно стабильном общем уровне агрессивности в течение всего подросткового возраста.
Для исследования агрессивности применяются те же группы методов, что и для других свойств личности: наблюдение, опросные и проективные методики. Часть методов является специализированной, т.е. направлена на диагностику только агрессивности. Применяются и вспомогательные методики, выявляющие агрессивность вместе с целым комплексом других личностных свойств и психических состояний.
Описанные выше тенденции были установлены с помощью опросника Басса-Дарки, определяющего качественную и количественную характеристики проявлений агрессии. Он может быть использован для определения форм агрессивности и враждебности подростков, к которым относятся:
Физическая агрессия – использование физической силы.
Вербальная агрессия – выражение негативных чувств в виде ссоры, крика, визга, а также угрозы, проклятия, ругани.
Косвенная агрессия – использование направленных против других лиц сплетен, шуток и проявления неупорядоченных взрывов ярости (крик, топанье ногами).
Негативизм – оппозиционная форма поведения, направленная против авторитета и руководства (от пассивного сопротивления до активных действий против требований, правил, законов).
Раздражение – склонность к раздражению, вспыльчивости, резкости, грубости при малейшем возбуждении.
Подозрительность – склонность к недоверию и осторожному отношению к людям, из-за убеждения, что окружающие намерены причинить вред.
Обида – проявление зависти и ненависти к окружающим, обусловленные чувством гнева, недовольства кем-то именно или всем миром за действительные или мнимые страдания.
Аутоагрессия или чувство вины – отношения и действия по отношению к себе и окружающим, связанные с возможным убеждением обследуемого в том, что он бессовестно.
Родители реагируют на агрессивное поведение своих детей по-разному.
Безусловно, в формировании культурных установок детей важную роль играют внутрисемейные отношения. Родители, столкнувшись с проявлениями агрессии у своего ребёнка, могут реагировать различными способами. Исследования Д. Журавлёва выявили:
В первом случае взрослые непосредственно поощряют агрессивность в детях. Как это проявляется? В отсутствии осуждения враждебности детей по отношению друг к другу. Скорее она даже поддерживается и объясняется необходимостью «постоять за себя» или «выплеснуть» негативные эмоции.
Наиболее опасной считается ситуация, когда родители показывают пример (модель) соответствующего поведения по отношению к другим и окружающей среде. Так, дети, наблюдающие агрессивность взрослых, особенно если это значимый и авторитетный для них человек, которому удаётся добиться успеха благодаря агрессивности, обычно воспринимают эту форму поведения. Многие агрессивные родители передают свою агрессивность и детям: ведь то, как дети воспитываются и какой опыт переживаний они получают в семье, конечно же, влияет на их склонность к насилию.
В общем, всё происходит как в той истории, когда муж, рассерженный своим боссом, придя домой, накричал на жену, которая даёт подзатыльник сыну за какую-то мелкую провинность, который, в свою очередь, даёт пинка своей собаке. Все эти персонажи были спровоцированы, но, не в силах или не желая атаковать своего мучителя, разряжали агрессию на ком-то другом. Эта ситуация — пример смещённой враждебности или феномена «козла отпущения», который может переноситься ребёнком на сверстников. Кроме того, чем чаще родители дерутся друг с другом, тем больше вероятность, что один из них или оба бьют своих детей, которые на горьком личном опыте усваивают «нормы общения» в семье.
Выполнение
решений
С точки зрения организационно-поведенческих аспектов в принятии решения важно то, как этот процесс воспринимается и интерпретируется на различных уровнях (индивидуальном и организационном). В зависимости от этого можно выделить три модели принятия решений [43] (Табл.1.5.).
Таблица 1.5.
Модели принятия решений в профессиональной дея ...
Формирование супружеской пары. Факторы и условия психологической
совместимости и адаптации в семье
В формировании супружеской пары различают два периода: добрачный (до принятия парой решения о вступлении в брак) и предбрачный (до заключения брачного союза).
Эмпирически доказано, что источником трудностей в семейной жизни могут стать особенности выбора партнера, характер добрачного и предбрачного ухаживания, принятие решения о вступл ...
Q – критерий Розенбаума
Назначение критерия
Критерий используется для оценки различий между двумя выборками по уровню какого-либо признака, количественно измеренного. В каждой из выборок должно быть не менее 11 испытуемых.
Описание критерия
Это очень простой непараметрический критерий, который позволяет быстро оценить различия между двумя выборками по каком ...
Разделы