Материалы » Самооценка спортсменов и ее коррекция средствами самопознания » Психологический анализ проблемы самооценки личости в спортивной деятельности. Проблема методологического подхода к изучению самооценки

Психологический анализ проблемы самооценки личости в спортивной деятельности. Проблема методологического подхода к изучению самооценки
Страница 2

В-третьих, не до конца решёнными остаются многие вопросы методоло­гического толка. Наиболее важными из них являются вопросы о месте само­оценки в системе других психических явлений и о её психологической сущно­сти^ которую можно выразить в его определении, а так же о том^ какие суще­ствуют виды, свойства, функции и механизмы формирования самооценки. Более или менее полный методологический анализ, ответив на эти вопросы осу­ществили такие исследователи, как А. А. Реан (1999, 2001), И.С. Кон (1984), Р. Берне (1986), И.М. Чеснокова (1977), А.И. Липкина (1968, 1975, 1976), Г.В. Лозовая (2002, 2003), СВ. Жилин (2003). Транспортная компания перевозки из китая - карго из китая fast-era.ru.

Поиску ответов на эти и другие вопросы посвящена теоретическая часть данного исследования.

Проблема самооценки личности, как важнейшего компонента самосоз­нания, привлекает к себе огромное внимание исследователей человеческого «Я» и довольно интенсивно разрабатывается. Во многих исследованиях само­оценка определяется как центральное образование личности, её ядро (Реан А.А., 1999, Краткий психологический словарь, под ред. Петровского А.В., 1985, Психологический словарь, под ред. Зинченко В.П., 1997), имеющее свои виды, свойства, функции, формирующееся в соответствии со сложными зако­номерностями и механизмами. Однако несмотря на большой интерес совре­менной психологии к данному явлению, его разработка связана с существен­ными проблемам методологического и методического характера. Изучив и проанализировав научно-психологическую литературу по данному вопросу, можно сделать следующие выводы.

Подавляющее большинство определений самооценки сводится к обозна­чению её, как оценки человеком своих собственных психических качеств и поведения, достижений и неудач, достоинств и недостатков (Немов Р.С., 2001), своих возможностей, качеств и места среди других (Краткий психоло­гический словарь, под ред. Дьяченко М.И., 1997; Краткий психологический словарь, под ред. Петровского А.В., 1985), своих физических и психических качеств (Лозовая Г.В., 2003). Встречаются и другие определения самооценки. В психологическом словаре под редакцией В.П. Зинченко (1997) самооценка определяется как суждение человека о наличии, отсутствии или слабости тех. или иных его качеств в сравнении с определенным эталоном и как ценность, которой индивид наделяет себя в целом и отдельные стороны своей личности, деятельности^ поведения, И.С. Кон (1978^ С.55.) определяет самооценки как «своеобразные когнитивные схемы, которые обобщают прошлый опыт личности и организуют, структурируют новую информацию относительно данного аспекта «Я»». И.И. Чеснокова (1977) считает, что самооценка является резуль­татом процесса самосознания, в которой отражается уровень знания лично­стью себя и отношения к себе. Есть определения, где самооценка характеризу­ется как степень удовлетворенности собой (Семенова СВ., 2001), уровень са­моуважения (Берне Р., 1986). Такого рода усложнения и громоздкость опреде­ления изучаемого явления представляются неоправданными. Во-первых, за ними теряется само понятие самооценки и суть её становится размытой. Во-вторых, неправильно относить самооценку или к процессу или к результату, поскольку она одновременно является и тем и другим и может быть охаракте­ризована и с точки зрения деятельности и с точки зрения свойства личности. И в-третьих, все перечисленные определения самооценки прямо или косвенно указывают на то, что родовым, по отношению к самооценке, является понятие оценки. Ведь сформировать мнение о выраженности у себя какого-либо каче­ства, а тем более сравнить и определить его ценность, можно именно оценив его. Поэтому, наиболее точно самооценка определяется как оценка личности самой себя, и своего поведения, что и принято в большинстве изученных ли­тературных источников.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7


Развитие представлений о человеке
Целостное понимание человека – как индивида и личности, субъекта деятельности и индивидуальности – предполагает понимание того, как человек реализует себя в конкретных условиях своего существования, как складывается его жизненный путь и жизнь в целом. Меняются времена, и вместе с ними меняется человек. История человеческого общества – ...

Исследование последствий стресса у сотрудников МОУ «Шоршелская СОШ им. А. Г. Николаева». Характеристика МОУ «Шоршелская СОШ им. А.Г.Николаева
Практическая часть курсового проекта «Стресс и его последствия» была изучена на преподавателях и сотрудниках МОУ «Шоршелская СОШ им. А.Г.Николаева». Расположение данной школы во многом способствует тому, что персоналу постоянно приходится пребывать в состоянии стресса. А именно являясь, ресурсным центром Мариинско-Посадского района, гд ...

Воля
Воля - сознательное регулирование человеком своего поведения и деятельности, выраженное в умении преодолевать внутренние и внешние трудности при совершении целенаправленных действий и поступков. Воля нужна при выборе цели, принятии решения, при осуществлении действия, при преодолении препятствий. Преодоление препятствий требует волевог ...