Материалы » Самооценка спортсменов и ее коррекция средствами самопознания » Специфика учебной и спортивной деятельности

Специфика учебной и спортивной деятельности
Страница 2

Спецификой спортивной деятельности является, как уже отмечалось, социальный характер, который постоянно объективизируется спортивными результатами, координирующими цели субъекта и объекта этой деятельности. Спортсмен часто вынужден в процессе своей спортивной карьеры концентри­ровать психофизические усилия и проявлять максимальные психомоторные возможности. А это чревато эмоционально-волевыми перенапряжениями и уг­розой здоровью (Момот Д.А., 1998).

Следующей специфической особенностью спортивной деятельности яв­ляется неоднократно доказанное влияние последней на развитие не только мо­торных, но и психических процессов, а так же личностных свойств спортсмена (Стамбулов А.В., 1980). В.И. Енин установил (1986), что в процессе регуляр­ных занятий определённым видом спортивной деятельности изменяются не только уровневые показатели психических процессов, состояний и свойств, но и формируется специализированная их структура, то есть интегративная дея­тельность интеллектуальных и психомоторных центров, обеспечивающих вы­сокие спортивные результаты. Р.Н. Загайнов (1992) доказал, что спортсмены высокой квалификации проявляют такие свойства, как высокая ответствен­ность, мотивация достижения, высокая эмоциональная устойчивость, твёр­дость характера, уверенность в себе^ самоконтроль, самостоятельность, на­стойчивость и упорство, инициативность и смелость. Кроме того по мнению Н.Б. Стамбуловой (1999) спортивная деятель­ность расширяет адаптационные возможности человека.

Суммируя особенности спортивной деятельности можно согласиться с мнением Е.В. Боченковой (2000, С.12), что «спорт в целом и физические уп­ражнения в частности, оказывают существенное влияние на формирование психологических свойств личности».

Специфической особенностью спортивной деятельности является фор­мирование личности спортсмена как субъекта этого вида деятельности. Так, А.Ц. Пуни (1973, 1984) отмечает, что одной из особенностей личности спорт­смена является развитие спортивного характера, этого важного элемента ус­пешного выступления в соревновании, где он по-настоящему проявляется и закрепляется. К таким же важным свойствам личности относится самооценка, которая является основой и в то же время результатом самоутверждения (Жи­лин СВ., 2003). У людей с высокой самооценкой наблюдается большая выра­женность мотива достижения социального успеха, независимо от их пола и возраста (Кубышкина М.Л., 1997).

Страницы: 1 2 


Психологические теории внимания. Психологическая теория Т. Рибо
Одну из наиболее известных психологических теорий внимания предложил Т. Рибо . Он считал, что внимание, независимо от того, является оно ослабленным или усиленным, всегда связано с эмоциями и вызывается ими. Между эмоциями и произвольным вниманием Рибо усматривал особенно тесную зависимость. Он полагал, что интенсивность и продолжительн ...

Влияние уровня притязаний и самооценки на престижность профессионального выбора
Для анализа результатов поместим их в таблицу. Уровень Притязаний, % Уровень самооценки, % Степень расхождений, % Сочетание параметров, говорящих о норм. личн. развитии, % Сочетание параметров, говорящих о неблагопр. личн. развитии, % Очень высокий Высокий Средний Низкий Очень высокий Высокий ...

Особенности организации и проведения групповой игротерапии.
Игротерапия используется как в индивидуальной, так и в групповой форме. Главным критерием предпочтения групповой игротерапии является наличие у ребенка социальной потребности в общении, формирующейся на ранней стадии детского развития. Заключение о наличии у ребенка социальной потребности, решающим образом определяющей успех проведения ...