Дифференцированность самооценки означает, насколько одинаково выражены уровни ее отдельных составляющих, отражает ее однородность-разнородность. Адекватность — то, насколько оценки собственных свойств личности испытуемых соответствуют действительности (результатам их объективного изучения).
Таблица адекватности непосредственно перед статистической обработкой и математическим анализом прошла процедуру предварительной обработки. Было выполнено: избавление от свойств, которые не всегда и не всеми трактуются однозначно, как положительные, например, свойства нервной системы, КС «широта категоризации» (широта натуры) или ригидность и др.
В данном случае, насколько самооценка спортсменов адекватна можно судить по числу совпадений самооценок с объективными результатами по сравнению с числом совпадений у представителей контрольной группы. Это позволило при интерпретации полученных данных, высокую адекватность обозначать высокими значениями.
Дифференцированность самооценки спортсменов и не спортсменов определялась значениями вариативности: стандартного отклонения - ст и коэффициента вариации - V (такой способ в данном случае удобно применить, поскольку значения всех показателей подучены по одинаково размерным шкалам). В качестве отдельного подвергаемого математической обработке значения (п), при этом, выступали все 26 показателей. Расчет значений дифференцированное™ осуществлялся по каждому испытуемому, после чего высчиты-вался средний показатель дифференцированности.
Таблица 8
Средние значения дифференцированности самооценки спортсменов (п = 26 показателей; 49 спортсменов и 40 не спортсменов)
Испытуемые |
X |
а |
V |
Спортсмены |
6,23 |
1,53 |
24,56 |
Контрольная группа |
6,61 |
1,75 |
26,47 |
Таблица 8 показывает, что дифференцированность показателей самооценки у спортсменов ниже, чем у их сверстников, не занимающихся спортом. Это значит, что у каждого из спортсменов отдельные характеристики самооценки выражены более однородно, чем у не спортсменов. К сожалению, это не подтвердить математически, поскольку значения стандартных ошибок и коэффициентов вариации не являются параметрическими.
Адекватность самооценок является очень важным показателем в практической деятельности психолога. Однако в научном исследовании адекватность помогает лишь глубже понять основание и отчасти природу формирования каждой из характеристик самооценки спортсменов.
Таблица 9
Адекватность характеристик самооценки у спортсменов по отношению к не спортсменам
Свойства личности |
Эгр. |
Кгр. |
Спортсмены | ||||
Р |
С |
Р |
С |
Р± |
С± |
А | |
Когнитивные свойства | |||||||
Память |
13,37 |
6,16 |
12,13 |
5,45 |
В |
В |
+ |
Умение обобщать |
11,86 |
6,41 |
11,65 |
5,62 |
В |
В |
+ |
Умение устанавливать логические связи |
10,14 |
6,51 |
10,18 |
6,13 |
Н |
В | |
Нейродинамические свойства | |||||||
Активность |
14,65 |
7,29 |
14,18 |
6,50 |
В |
В |
+ |
Экстравертированность |
16,63 |
6,04 |
16,60 |
6,08 |
В |
Н |
— |
Темп реакций |
13,29 |
6,96 |
12,88 |
6,27 |
В |
в |
+ |
Регуляторные свойства | |||||||
Целеустремлённость |
32,41 |
7,27 |
31,85 |
6,30 |
В |
в |
+ |
Смелость |
31,88 |
6,92 |
32,33 |
6,05 |
Н |
в |
— |
Настойчивость и упорство |
30,63 |
7,29 |
32,33 |
7,20 |
Н |
в |
— |
Самостоятельность |
31,04 |
7,14 |
32,68 |
6,38 |
Н |
в |
— |
Самообладание и выдержка |
28,14 |
6,82 |
29,68 |
6,98 |
Н |
н |
+ |
Мотивационные свойства | |||||||
Мотивация успеха |
13,35 |
7,45 |
11,38 |
6,57 |
В |
в |
+ |
Направленность на общение |
7,39 |
7,00 |
7,10 |
6,28 |
В |
в |
+ |
Направленность на деятельность |
4,96 |
6,47 |
5,30 |
5,7 |
Н |
в |
— |
Уровень притязаний |
7,58 |
7,43 |
7,44 |
7,45 |
В |
н |
— |
Характерологические свойства | |||||||
Организаторские склонности |
12,31 |
6,61 |
11,53 |
6,63 |
В |
н |
— |
Уверенность в себе |
25,49 |
6,65 |
26,28 |
5,82 |
Н |
в |
— |
Толерантность к внушениям |
3,18 |
4,80 |
4,60 |
3,68 |
В |
в |
+ |
Предупреждение отклонений в развитии личности и поведении
Профилактика отклоняющегося поведения детей и подростков требует их психологической иммунизации, т.е. обучения психологическим навыкам поведения, умению делать здоровый выбор, чтобы стать социально-компетентными людьми. Формирование личностной и социальной компетентности подростков, коррекцию их негативных поведенческих проявлений важно ...
Умение 5
Ситуация 1.
Завершите формулу простого категорического силлогизма. Замените символически выраженные логические термины понятиями так, чтобы в результате прийти к осмысленному заключению.
M a P
S a M
?
Решение
:
№
Алгоритм
Конкретное соответствие данной ситуации предложенному алгоритму
1
Завершение формулы простого ...
Стиль общения в структуре индивидуальности. Индивидуальные
различия (individual differences)
Для наиболее полного понимания вопроса рассмотрим его основные категории: индивидуальные различия и общение.
Система коммуникации обусловливает не только нашу уникальность как биологического вида, но и уникальность каждого человека. Речь и язык требуют адекватного физического и неврологического развития людей в сочетании с получением и ...
Разделы