6. Рефлексивный компонент выступает в качестве перевода одного вида активности в другой, стимулирует саморегуляцию личности и означает стремление к самопознанию, к осмыслению и оценке собственных действий, поступков. Кроме того, в процессе функционирования социально – психологических установок рефлексивный компонент отражает как реальную ситуацию, так и представление о ней (например, эталонные), а также прогнозирует собственное поведение и поведение других людей.
Разработанные 6 компонентов социально – психологических установок имеют методическое значение при разработке акет и тестов для исследования профессиональных установок.
Под социально – психологической установкой понимается предрасположенность, готовность к определенному социальному реагированию. Социальные установки не только формируются в деятельности, но и оказывают влияние на характер ее протекания.
Существуют различные социальные типы, группы людей, обладающие теми или иными социально - пихологческими установками, способствующими профессиональной успешности.
Термин «профессиональные установки» стал в последнее время достаточно устойчивым в психологической литературе (А.К. Маркова, И.А. Зимняя, Е.А. Климов и др.). Однако разные исследователи вкладывают в его понимание разное содержание: «стремление овладеть профессией, получить специальную подготовку и добиться в ней успеха, определенного социального статуса» (А.К. Марков); готовность субъекта к исполнению обязанностей, норм, предписаний к данной профессиональной роли, включающая в себя как психологическую предрасположенность (положительное отношение) к определенной профессиональной деятельности, так и профессиональную умелость для исполнения этой деятельности (К.М. Левитан); «активный выбор задач и моделирование в соответствии с ними собственного поведения» (К.М. Кондаков).
По мнению Е.В. Джавахишвили профессиональная установка представляет собой целостностное образование, которое регулирует и направляет психофизические силы личности для осуществления Своей профессиональной деятельности.
Профессиональная установка тесно связана с «образом мира» профессионала. Установки не существуют изолированно и значит их изменение обусловит возникновение других психологических проявлений. Например, нельзя изменить установку таким образом, чтобы это не привело к эмоциональным изменениям., выражающихся в переживаниях, имеющих чаще всего отрицательную модальность.
Установки не могут быть изменены, если не будет при этом меняться весь профессиональный образ мира, система смыслов, лежащих в его основе. Изменение образа мира есть одновременно и изменение образа жизни, личностного способа бытия человека в мире, который задает профессия.
Профессиональные установки можно представить, как интегральные психологические образования разной степени осознанности, выполняющие системообразующую функцию, проявляющуюся в удержании целостности психологической системы, включающей в себя профессиональную деятельность, действующую «здесь и сейчас» личность профессионала «в его продленности в объективную реальность, в единстве с той частью объективного мира, которая имеет для него значения, смысл, ценность» (В.Е. Клочко). Профессиональные установки проявляются в условиях реальной жизнедеятельности, как психологические новообразования профессиональной деятельности.
Стадии стресса
Разработав теорию стресса, Селье выделил в нем четыре фазы (стадии).
Первая фаза - стадия тревоги:
Тревога - реакция организма на повреждающие агенты. Она может быть выражена повышенной раздражительностью, постоянной усталостью, головными болями, потерей аппетита. Фаза тревоги - это мобилизация защитных сил организма, повышающая его у ...
Анализ полученных результатов
В ходе испытаний по методике Е.А. Климова были получены ответы на 20 вопросов. Представим их в сводной таблице для каждой из групп по соответствующим областям.
Таблица 4
Суммарные результаты контрольной группы.
Ч-П
Ч-Т
Ч-Ч
Ч-З
Ч-Х
1а (2)
1б (8)
2а(3)
2б(7)
3а(6)
3б(4)
4а(8)
46(2)
5а(6) ...
Роль эмпатии в техническом творчестве
Акт творчества немыслим без эмпатии: изобретателя – к своему изобретению, ученого – к теории или объекту исследования, художника – к произведению искусства.
В конце концов, любой человек «обязан полюбить хоть дверную ручку, иначе он не человек» (П. Пикассо), с которой он может себя идентифицировать – добавляют ученые.
Художник запрост ...
Разделы