Профессионально–ценностные установки студентов
Страница 1

Профессиональное формирование человека кроме освоения необходимыми знаниями и навыками подразумевает также изменение структуры личности будущего специалиста. Особенно это касается тех профессий, которые имеют непосредственный контакт с людьми: педагоги, врачи и т.д. Очень часто учитель обладает достаточным знанием своего предмета, эрудирован, имеет педагогические навыки, но он не может на высоком уровне вести педагогический процесс, так как не имеет определенной ценностной установки в отношении своей профессии. Наличие такой установки существенно изменило бы отношение учителя к своей профессии, определило бы успешную профессиональную деятельность. Часто случается и так, что студенты, избравшие определенную профессию, на этапе обучения в вузе разочаровываются в своем выборе. Это обычно связано со стихийностью процесса профессионального самоопределения в школьные годы, его обусловленности внешними и внутренними (личностными) причинами, далеко не всегда оказывающими положительное влияние, недостаточным уровнем профессионального воспитания в самом высшем учебном заведении.

В результате во многих вузах сегодня учится немало студентов, не имеющих соответствующей установки к получению профессии, а лишь мечтающих о заветной «корочке» – дипломе о высшем образовании. Как показывает практика, многие из таких студентов в дальнейшем долгое время не могут найти свое место в жизни. Поэтому еще на этапе вузовского обучения и воспитания необходимо выявление таких структурных изменений личности и соответственно изучение формирования таких личностных новообразований, которые обусловливают профессионально-педагогическое формирование личности будущего учителя.

Данные новообразования педагогами и психологами обозначаются разными названиями (профессиональная направленность, профессиональное сознание, профессиональное становление, профессиональная позиция, психологическая готовность к осуществлению профессиональной деятельности, и т.д.) и имеют разные значения. Мы считаем, что для обозначения данного психологического новообразования наиболее адекватным является понятие профессионально-ценностной установки.

Под профессионально-ценностной установкой будущего специалиста мы понимаем важнейший компонент структуры личности, который выражает предпочтительное отношение к ценностям профессии и находит свое выражение в интересах, потребностях, взглядах, оценках, мотивах. Поэтому, на наш взгляд, «профессионально-ценностная установка будущего специалиста – это осознание личностью своей внутренней позиции, своего отношения, положительной значимости профессиональной педагогической деятельности для саморазвития, самовоспитания и творческой самореализации личности, наличие когнитивной, аффективной, аксиологической и конативной готовности к ее осуществлению в соответствии с требованиями профессиональной педагогической деятельности».

Профессионально-ценностная установка будущего специалиста имеет четыре компонента: знания, эмоции, ценности и действия. Поэтому ее воспитание сводится к изменению одной или нескольких их составляющих (Таблица 1).

Таблица 1 - Формы и методы, используемые для реализации модели формирования профессиональных установок студентов

Формы и методы, используемые для реализации модели воспитания

Формирование проф.установок

Методы стимулирования и мотивации (Л.М. Митина), обучение в сотредничестве (Ш.А. Амонашвили), методы развивающего и саморазвивающего обучения (Е.А. Ямбург, Г.К. Селевко), метод развития профессионально важных качеств (В.Э. Антрушкевич, В.Б. Борейша)

Установка на приобретаемую профессию

Методы интенсификации обучения (В.Ф. Шаталов), индивидуальное творческое задание (метод проектов Ф.Н. Апиш и Н.В. Надеиной), методы групповой работы (А. Осборн, Дж. Айан)

Заинтересованность в приобретаемой профессии

Методы личностно-ориентированного обучения (И.С. Якиманская), работа в «экспертных группах», работа в малых группах (И.О. Загашев, С.И. Заир-Бек), метод «мозговой атаки» А. Осборна

Сформированность профессиональных целей

Метод профессиограмм и психограмм профессии (М.Д. Дмитриева, А.А. Крылов, В.Д. Симоненко), деловые и ролевые игры (Н.С. Пряжников, Е.А. Климов и др.)

Связь будущего с приобретаемой профессией

Существует два основных фактора, которые обусловливают возникновение или изменение профессионально-ценностной установки у студента – будущего специалиста: субъективный (потребности человека) и объективный (внешняя среда). Установка есть внутренняя форма поведения, возникающая под влиянием потребностей и воздействия внешней среды. Любая деятельность связана с приведением личности в соответствующую готовность. Именно настрой личности на деятельность и составляет ее установку. Сам же поведенческий акт характеризует реализацию установки.

Страницы: 1 2


Воображение
Воображение - психический процесс создания нового, в форме образа, представления или идеи. В процессе отражения окружающего мира человек с восприятием того, что действует на него в данный момент, или зрительным представлением того, что воздействовало на него раньше, создает новые образы. Человек может мысленно представить себе то, чего ...

Специфика проявления агрессивного поведения в дошкольном возрасте
Агрессивность ребёнка достаточно неоднородна. С одной стороны, она может служить способами самозащиты, отстаивания своих прав, удовлетворения желаний и достижения цели. Выраженная в приемлемой форме агрессия играет важную роль в способности адаптироваться к обстановке, познавать что-то новое, добиваться успеха. Классифицировать проявле ...

Модель социализации агрессивных детей в дошкольных учреждениях
В своей структуре дошкольное учреждение должно иметь несколько служб: Медико-педагогическая служба (профилактическая работа в детском саду, проведение акций, правовых игр, семинаров, досуговых мероприятий для семьи дошкольников, детей и пр.) Служба социальной реабилитации (срочная социальная помощь, кладовая вещей, рейды, участие в ра ...