Личность

Личность - конкретный человек, взятый в системе его устойчивых социально-обусловленных психологических характеристик, которые проявляются в общественных связях и отношениях, определяют его нравственные поступки и имеют существенное значение для него самого и окружающих.

Под определением личности подразумевается несколько понятий. Так, например, каждый человек как представитель биологического вида имеет определенные врожденные особенности, т. е. строение его тела обусловливает возможность прямохождения, структура мозга обеспечивает развитие интеллекта, строение руки предполагает возможность использования орудий труда и т. д. Таким образом, понятие «индивид» характеризует человека как носителя определенных биологических свойств. Появляясь на свет, как индивид, человек включается в систему общественных взаимоотношений и процессов, в результате чего приобретает особое социальное качество - он становится личностью. Это происходит потому, что человек, включаясь в систему общественных связей, выступает в качестве субъекта - носителя сознания, которое формируется и развивается в процессе деятельности. Далее, особенности развития этих трех уровней характеризуют неповторимость и своеобразие конкретного человека, определяя его индивидуальность.

При рассмотрении структуры личности в нее обычно включают:

Способности - индивидуально-устойчивые свойства человека, определяющие его успехи в различных видах деятельности.

Темперамент - динамическая характеристика психических процессов человека. Характер - содержит качества, определяющие отношение человека к другим людям.

Мотивация - совокупность побуждений к деятельности.

Социальные установки - убеждения людей.

В отечественной психологии принято считать, что развитие личности происходит в процессе ее социализации и воспитания. Первый опыт социального общения человек приобретает в своей семьи еще до того, как начинает говорить. В последующем, являясь частью социума, человек постоянно приобретает определенный опыт, который становится неотъемлемой частью его личности. Этот процесс, а также последующее активное воспроизводство индивидом социального опыта называется социализацией.

Таким образом, человек не рождается личностью, а становится ее.

Следует отметить, что американский психолог Э. Эриксон выделил и описал восемь жизненных психологических кризисов неизбежно наступающих у каждого человека:

1)Кризис доверия - недоверия (в течение первого года жизни).

2)Автономия в противовес сомнениям и стыду (в возрасте около двух-трех лет).

3)Появление инициативности в противовес чувству вины (примерно от трех до шести лет).

4)Трудолюбие в противовес комплексу неполноценности (возраст от семи до 12 лет).

5)Личностное самоопределение в противовес индивидуальной серости и конформизму (от 12 до 18 лет).

6)Интимность и общительность в противовес личностной психологической изолированности (около 20 лет).

7)Забота о воспитании нового поколения

в противоположность «погружению

в себя» (между 30 и 60 годами).

8)Удовлетворенность прожитой жизнью в противоположность отчаянию (старше 60 лет).


Понятие слухоречевой памяти, её процессы и механизмы
Образная память - это память на представления, на картины природы и жизни, а также на звуки, запахи, вкусы. Она может быть зрительной, слуховой, осязательной, обонятельной, вкусовой [11]. Слуховая память - образная память, связанная с деятельностью слухового анализатора и направленная на запоминание звуков: музыки, шумов и т.д. Данный ...

Объектные и субъектные свойства человека индивида
Субъективная картина жизненного пути в самосознании личности всегда строится соответственно индивидуальному и социальному развитию, соизмеряемому в биографо‑исторических датах, событийной представленности. Выделяются следующие события: внешней среды, биографические, поведения, внутренней жизни и события впечатления. К событиям вне ...

Теоритические аспекты изучения морального самосознания в подростковом возрасте. Самосознание как психологическая характеристика личности
Феномен самосознания можно рассматривать с разных точек зрения, в частности: философии, этики, педагогики, а также психологии. В рамках данной дипломной работы мы будем рассматривать самосознание с точки зрения психологии. В психологии же на феномен самосознания не имеется однозначной позиции. По мнению В.Ф.Сафина причина разного по ...