Материалы » Современное состояние проблемы изучения эгоцентризма в психологической науке » Современное состояние проблемы изучения эгоцентризма в психологической науке. Феномен эгоцентризма в исследованиях отечественных и зарубежных психологов

Современное состояние проблемы изучения эгоцентризма в психологической науке. Феномен эгоцентризма в исследованиях отечественных и зарубежных психологов
Страница 2

Западные последователи Пиаже, в том числе Г. Дюпон, Д.Элкинд, предполагали, что детский эгоцентризм преодолим и неразрывен с аффективным личностным опытом. В этой связи Д.Элкинд вводит новые понятия личностного эгоцентризма [3]. «Воображаемая аудитория» сопровождает ребёнка повсюду и заменяется впоследствии в процессе нормального развития отделимым понятием «общества»; «личный миф» как убеждение в собственной уникальности в области чувств и переживаний в дальнейшем взаимодействии имеет тенденцию перерастания в эмпатию лишь в случае благонастроенного мира, то есть, в первую очередь, семейной среды как первоначальной социализации.

От типа социальных отношений ребёнка напрямую зависит эгоцентричность речи и поведения подростка.

В дискуссивной среде эгоцентрическая речь подростка «затухает», вызывая внутренние сомнения или неприятие.

Кроме того – и в связи с этим в том числе, проявление эгоцентризма в речи снижается с возрастом. И если в 3 года она занимает 75%, то после 7 лет постепенно исчезает без следа, заменяясь логическими связями и сопоставлением отношений другого порядка.

И далее, проявления в подростковом возрасте в спонтанной речи эгоцентризма, следует рассматривать как последствия нарушения процессов воспитания.

Во всех случаях Ж.Пиаже имеет в виду познавательный эгоцентризм. В его интерпретации это неосознанный объективизм личного опыта, отсутствие осознания или принятия собственной субъективности при осознании объективности внешнего мира. И если подросток не может отделить себя от мира, а в поступках и явлениях не видит причинно-следственных связей, это должно явиться тревожным фактором, вызывающим необходимость коррекции мышления и непременной социализации.

Личностный эгоцентризм проявляется в том, что ребенок считает свою собственную душевную, духовную организацию тождественной духовной организации, ценностям, потребностям других людей и поэтому не всегда способен учитывать мотивы и интересы другого в своем поведении. Ж. Пиаже отмечал, что «во взаимоотношениях с людьми ребенок безусловно ставит себя на первое место, часто требует подчинения» [4].

Результаты эмпирических исследований либо обнаруживают низкую нелинейную корреляцию между уровнем развития эгоцентризма и сформированностью формальных операций, либо никак не подтверждают тезис о роли интеллекта в появлении подростковой формы эгоцентризма (L.Goosens; W.Gray & L.Hudson и др.). Возникает необходимость выдвижения новых предположений относительно возникновения и развития личностно-аффективных компонентов эгоцентризма, впервые возникающих в подростковом возрасте.

В русле психоаналитической традиции в качестве источника возникновения и развития подростковой формы эгоцентризма, проявляющегося в личностно-аффективной сфере, рассматриваются процессы развития самости (D.Lapsley et al.; T.Riley et al. и др.) и процессы становления идентичности (Э.Эриксон, J.Marcia).

Если родители не предоставляют ребенку возможность в удовлетворении базовых потребностей в зеркализации, идеализации, не удовлетворяют его потребность в «похожести», то подросток будет демонстрировать ярко выраженную «Воображаемую аудиторию». Он будет ожидать, что окружающие настроены к нему критически, неодобрительно. Постоянное прогнозирование подобного отношения к нему периодически будет меняться на предвосхищение противоположных реакций. Конструируя «Воображаемую аудиторию», взрослеющий человек учится распределять свою психическую энергию между самим собой, своими близкими и другими людьми таким образом, чтобы часть энергии оставалась направленной на самого себя; таким образом, «Воображаемая аудитория» играет важную роль в развитии самости.

Чувство эго-идентичности состоит в уверенности человека в том, что его способность сохранять внутреннюю тождественность и целостность согласуется с внутренней оценкой его тождественности и целостности, данной другими людьми. Следовательно, подростки, только еще обретающие свою идентичность, могут быть озабочены тем, что они из себя представляют, соответствуют ли они ожиданиям других, т.е. проявляют ли они свою индивидуальность. По словам Э.Эриксона, формируя собственную идентичность молодые люди иногда болезненно, часто из любопытства проявляют озабоченность тем, как они выглядят в глазах других по сравнению с тем, что они сами о себе думают [5]. Чем дальше подросток от достигнутой идентичности, тем больше ему необходима обратная связь от окружающих, тем больше он склонен мысленно предвосхищать реакции других на себя, чтобы затем сравнивать реальное отношение к нему с прогнозируемым. У человека, демонстрирующего кризис идентичности или ее диффузию, будут ярко проявляться феномены центрации на себе в личностно-аффективной сфере. Транслируемые в культуре требования к формированию идентичности в подростковом возрасте могут ошибочно пониматься субъектом как повышенный интерес окружающих к нему персонально, а не как общие требования ко всем людям данного возраста. Из-за подобного смешения может возникать описанная Д.Элкиндом «Воображаемая аудитория» как один из компонентов эгоцентризма в подростковом возрасте. Новизна ощущений подростка, появляющаяся у него из-за развития идентичности, может приводить к возникновению чувства собственной уникальности и неуязвимости, что характеризует «Личный миф». В эмпирических исследованиях процесса развития идентичности как возможного источника развития таких личностно-аффективных компонентов эгоцентризма как «Воображаемая аудитория» и «Личный миф» показано наличие невысокой, но значимой корреляции между выраженностью личностно-аффективных компонентов эгоцентризма и степенью сформированности идентичности (B. O' Connor & J.Nicolic).

Страницы: 1 2 3


Социально – психологическая сущность религиозного утешения
Религиозное утешение может быть исследовано с разных позиций. Материалистический его анализ предполагает, в ча­стности, выяснение тех социальных причин и условий, которые рождают потребность в нем. Для социологии религии важно изучение социальной роли религиозного утешения, тех функций, которые оно объективно выпол­няет в различных обще ...

Основные процессы и механизмы памяти
Память, как и любой другой познавательный психический процесс, обладает определенными характеристиками. Основными характеристиками памяти являются: объем, быстрота запечатления, точность воспроизведения, длительность сохранения, готовность к использованию сохраненной информации. 06ъем памяти — это важнейшая интегральная характеристика ...

Приложения
Приложение 1. Методика «Мотивация выбора медицинской профессии» (адаптация А.П. Васильковой). Текст опросника «Что побудило Вас выбрать медицинскую специальность?» 1. Желание лечить людей. 2. Желание облегчить страдания тяжелобольных, стариков, детей. 3. Возможность заботиться о здоровье своих близких. 4. Престиж профессии и семей ...