Материалы » Особенности агрессивного поведения в старшем и младшем подростковом возрасте » Анализ психологической литературы. Рассмотрение теоретических подходов к проблемам изучения агрессии. Понятие агрессии и подходы к ее изучению

Анализ психологической литературы. Рассмотрение теоретических подходов к проблемам изучения агрессии. Понятие агрессии и подходы к ее изучению
Страница 1

В литературе различными авторами предложено множество определений агрессии. Под агрессией понимается «сильная активность, стремление к самоутверждению акты враждебности, атаки, разрушения, то есть действия, которые вредят другому лицу или объекту».[1] Человеческая агрессивность есть поведенческая реакция, характеризующаяся проявлением силы в попытке нанести вред или ущерб личности или обществу.

Многие авторы рассматривают агрессию как реакцию враждебности на созданную другим фрустрацию, независимо от того, насколько эта фрустрация имеет враждебные намерения.

«Агрессия – (от лат. aggredi - нападать) индивидуальное или коллективное поведение, действие, направленное на нанесение физического или психологического вреда, ущерба, либо на уничтожение другого человека или группы людей. В значительной части случаев агрессия возникает как реакция субъекта на фрустрацию и сопровождается эмоциональными состояниями гнева, враждебности, ненависти и т.д».[2]

Перечислим некоторые определения, приводимые Бэрон Р. и Ричардсон Д. в своей монографии «Агрессия» (1997).[3] Агрессивность – это любое поведение, содержащее угрозу или наносящее ущерб другим (А. Басс, 1961). Для определения действия как агрессивного, оно должно включать в себя намерения обиды или оскорбления, а не просто приводить к таким последствиям (Л.Берковиц, 1981). Зилманн, (1979) ограничивает употребление термина агрессия попыткой нанесения другим телесных или физических повреждений. Чешский исследователь В.Стюдент (1983, 1984) рассматривает агрессию как «самостоятельный инстинкт». Особенно интересным является вводимое этим автором понятие «психопатической агрессии», варьирующей от типа личности.

Большинство авторов, как отмечают Бэрон Р. и Ричардсон Д., признает сегодня следующее определение агрессии: «это любая форма поведения, нацеленная на оскорбление или причинение вреда другому живому существу, не желающему подобного обращения. Агрессивность рассматривается авторами как модель поведения, а не как эмоция, мотив или установка».[4]

Существуют несколько групп теорий, рассматривающих агрессивное поведение: инстинктивистские теории агрессии; фрустрационная, теория социального научения; теория переноса возбуждения.

Психоаналитическое направление

Психоаналитическое направление рассматривает агрессивное поведение преимущественно как инстинктивное. Согласно этой концепции «агрессия возникает потому, что человеческие существа генетически или конституционально запрограммированы на подобные действия».[5] Разработчиком данного положения является З. Фрейд, который считал, что «агрессия берет свое начало во врожденном и направленном на собственного носителя инстинкте смерти».[6]

Существуют два основных инстинкта - эрос (инстинкт жизни), направленный на упрочение, сохранение и воспроизведение жизни; и танатос - влечение к смерти, инстинкт, направленный на разрушение и прекращение жизни. «… существует острый конфликт между сохранением жизни (то есть эросом) и ее разрушением (танатосом)… и другие механизмы (например, смещение) служат цели направлять энергию танатоса вовне».[7] Все человеческое поведение, по мнению Фрейда, следует из взаимодействия эроса и танатоса, и агрессия является направленной на других энергией танатоса. З. Фрейд считает, что агрессия не только врожденное, но и неизбежное свойство человека, так как, если энергия танатоса (инстинкта смерти) не будет обращена вовне, она приведет к разрушению самого индивида.

Согласно З. Фрейду, К. Юнгу, А. Адлеру, инстинктивное влечение к власти и агрессии также глубоко заложено в человеке, как и другие побудители (потребность в еде, защите, тепле и др.); оно способствует самосохранению человечества.

Эволюционный подход

Эволюционный подход является близким к инстинктивистскому относительно рассмотрения агрессивного поведения. Представителем этого теоретического направления является известный этолог Конрад Лоренц.

К.Лоренц полагал, что агрессивное поведение берет свое начало из инстинкта борьбы за выживание, который присутствует у людей так же, как и других существ.[8] Значительную роль в формировании агрессивных побуждений является наличие идентификации «свой» и «чужой». В ходе эволюции социального поведения возникают внутренне консолидированные и отчужденные от соседей социальные группы. Стереотипы позволяют быстро, по немногим решающим критериям распознать друга и врага, товарища по группе и постороннего, они упрощают мир и вызывают чувство уверенности. И в человеческом обществе существуют стереотипные убеждения и базирующиеся на них предрассудки (национальные, расовые, а также половые и классовые).

Страницы: 1 2


Рациональное и чувственное познания действительности
Для психологов и педагогов особенно важными является различение чувственного и рационального познаний . Главные элементы чувственного познания: · ощущения, · восприятия, · представления, · эмоции. С точки зрения психологии, ощущение представляет собой простейший психический процесс, состоящий в отражении отдельных свойств предмето ...

Рассеянность внимания
Рассеянностью внимания называется неспособность человека сосредоточиться на чем-либо определенном в течение длительного времени. Существует мнимая рассеянность, которая возникает при невнимании человека к окружающим предметам и явлениям, вызванным сосредоточенностью на каком-либо объекте ("рассеянность" ученого). При мнимой ра ...

Вторичные психические образы: представление, сновидение, галлюцинации
Бессознательное(вторичные) - это совокупность психических процессов, актов и состояний, обусловленных воздействиями, во влиянии которых человек не дает себе отчета. Бессознательное включает психические процессы, в отношении которых отсутствует субъективный контроль. Бессознательным оказывается все то, что не становится предметом особых ...