Изменения в обществе, начавшиеся полтора десятка лет назад, в первую очередь задели молодые, только что сформировавшиеся семьи. В настоящее время это семьи, имеющие детей-подростков. Это то подрастающее поколение, которое первым приняло на себя удар стремительно меняющегося мира.
Правоохранительные органы, затем педагоги в школах на практике столкнулись с тем психологическим фактом, что проблемы ребенка начинаются в семье. Появился термин — «социально неблагополучная семья». Алкоголь, как выход из всех трудных ситуаций, наркотики, семейные скандалы, разводы—с этим очень часто сталкиваются социальные педагоги и члены комиссий по делам несовершеннолетних.
Многие врожденные нарушения в развитии нервной системы ребенка, при условии комплексных и систематических усилий специалистов, к началу обучения в школе можно было бы свести практически к нулю. Если ребенок страдает той или иной степенью нарушениями в развитии с самого раннего детства (например, агресссивностью, - и таких детей все больше), и на это в семье не обращалось внимания, его адаптивные возможности резко сокращаются. Накладывала, на фактор неблагополучия в семье, они сужаются ещё больше, приобретая все черты десоциализации (см. приложение В - Г).
Противоположный источник семейного неблагополучия ребёнка в современном мире развивается по сценарию родительской гиперопеки. Тепличные условия воспитания, ограждение подростка от всяких обязанностей, от самостоятельных усилий по достижению жизненных целей, все это также мешает его нормальному психическому развитию. Результат - нарушение усвоения социального опыта, возникновение защитных дезадаптивных форм поведения, искажение мотивационных механизмов, зачастую - тревожность и неуверенность, уход, протест, правонарушения. Сколько семей, даже вполне благополучных, страдают от своих подрастающих детей. Часто в это время родители психологически теряют своих детей.
Рост эмоционально-психического напряжения среди взрослых приводит к распространению невротических явлений среди детей. Проблема состоит еще и в том, что дети легко перенимают образцы агрессивного поведения взрослых, повсеместно демонстрируя их в группах ДОУ. В связи с этим перед психологом встает задача развития умения детей жить в обществе сверстников и взрослых, уметь отозваться на чужие переживания, т. е. стать социально-эмоционально компетентным.
По мнению А.В. Запорожца, эмоциональное развитие дошкольника является одним из важнейших условий его воспитания. Подчеркивая важность эмоциональных переживаний дошкольника при взаимодействии с социумом для его личностного становления, он акцентировал внимание на том, что раннее неблагополучие аффективных отношений с близкими взрослыми и сверстниками создает опасность нарушения последующего формирования личности.
Л.А. Абрамян признавал тот факт, что внутреннее эмоциональное отношение ребенка к окружающей действительности «вырастает» из его практического взаимодействия с этой действительностью. Этот сложный процесс может составлять содержание развития социальной направленности потребностей и мотивов в старшем дошкольном возрасте. Именно с этой точки зрения возможна взаимосвязь эмоционального, социального и нравственного развития дошкольников.
Одной из важнейших сфер, характеризующих продвижение ребенка, является его социальное развитие, в основе которого лежит двусторонний процесс усвоения норм и правил: с одной стороны, ребенку необходимо усвоить нормы и правила по отношению к предметному миру, а с другой — нормы и правила общения с другими людьми. Этот процесс сопровождается эмоциональными переживаниями, отражающимися в поведении ребенка. Но под воздействием целого ряда негативных факторов (нарушение детско-родительских отношений, неблагоприятный психологический климат и др. патологические факторы) у ребенка формируются признаки социально-эмоционального неблагополучия. Устойчивые отрицательные эмоциональные состояния оказывают регрессирующее воздействие на процесс онтогенеза.
Условно эмоциональные нарушения можно разделить на две подгруппы. В основе этого деления лежат те сферы, в которых проявляется социально-эмоциональное неблагополучие: с одной стороны, во взаимоотношениях с другими людьми, с другой — в особенностях внутреннего мира ребенка (см. приложение Д - Е).
Представление данных, результаты и выводы
На первом этапе определения наиболее ценных личностных качеств для групповой деятельности, мы получили первичный список:
1) общительность;
2) целеустремленность;
3) дисциплинированность;
4) ум;
5) доброта;
6) уравновешенность;
7) организованность;
8) способность понимать других;
9) способность сочувствовать другим;
10) ответст ...
Основные формы девиантного поведения
К основным формам девиантного поведения в современных условиях можно отнести преступность, алкоголизм, наркоманию, суицид. Каждая форма девиации имеет свою специфику.
Преступность. Социологические исследования преступности и ее причин берут начало в работах русского статистика К.Ф. Германа (1824 г.). Мощный толчок развитию социо ...
Общее недоразвитие речи
У детей с общим недоразвитием речи всегда отмечаются нарушение звукопроизношения, недоразвитие фонематического слуха, выраженное отставание в формировании словарного запаса и грамматического строя.
Эти дети самостоятельно в контакт с окружающими не входят, так как свободное общение у них затруднено. Даже те звуки, которые они умеют п ...
Разделы