Коммуникативные способности
Страница 1

Коммуникативные способности – это комплексное многоуровневое личностное образование, совокупность коммуникативных характеристик личности, а также ее социально-перцептивные и операционно-технические знания и умения, обеспечивающие регуляцию и протекание деятельности общения. В структуре коммуникативных способностей выделяют следующие блоки: личностный блок; социально-перецептивный; операционно-технический блок. Все структурные компоненты коммуникативных способностей выступают в нерасторжимом единстве в комплексе, обеспечивая регуляцию процесса общения[9]. А.А. Кидрон под коммуникативными способностями понимал «общую способность, связанную с многообразными подструктурами личности и проявляющуюся в навыках субъекта общения вступать в социальные контакты, регулировать повторяющиеся ситуации взаимодействия, а также достигать в межличностных отношениях преследуемые коммуникативные цели[10]. Автор считает, что способность личности к коммуникации в наиболее общем виде выражается в способности устанавливать социальные контакты с другими людьми, способности входить в разные роли, способность приходить к взаимопониманию в разных условиях интеракции и на разных уровнях обмена информации.

Коммуникативные способности – это во многом степень успешности использования вербальных и невербальных средств общения, т. к. по словесному каналу передается чистая информация, а по невербальному – отношение к партнеру по общению. «Невербальное поведение человека неразрывно связано с его психическими состояниями и служит средством их выражения»[11]. На основе невербального поведения раскрывается внутренний мир личности, осуществляется формирование психического содержания общения и совместной деятельности. Люди довольно быстро научаются приспосабливать свое вербальное поведение к изменяющимся обстоятельствам, но язык тела оказывается менее пластичным.

В качестве наиболее подходящей методики, решающей проблему диагностики коммуникативных способностей, является методика КОС. Данная методика рекомендована ГУВРом[12] и является основной для изучения коммуникативных и организаторских способностей военным психологом в войсках. Методика предназначена для выявления коммуникативных и организаторских склонностей военнослужащего, которые включают такие качества, как:

· умение четко и быстро устанавливать деловые и товарищеские контакты с воинами;

· стремление к расширению контактов;

· участие в групповых мероприятиях;

· умение влиять на людей;

· стремление проявлять инициативу и т.д.

Методика содержит 40 вопросов, на каждый из которых обследуемый должен дать ответ «Да» или «Нет». Время выполнения методики 10–15 минут. При этом отдельно определяется уровень коммуникативных и организаторских склонностей.

Для проведения обследования необходимы: стимульный материал к методике КОС, регистрационные бланки[13] и карандаши.

Инструкция:

«Вам нужно ответить на все вопросы данной анкеты. Свободно выражайте свое мнение по каждому вопросу и отвечайте на них так: если Ваш ответ на вопрос положительный, то в соответствующей клетке «бланка ответов» поставьте знак «+», если же отрицательный, поставьте знак «–». Никаких дополнительных надписей и знаков делать не следует. Давайте ответ на каждый вопрос. Помните, что «плохих» и «хороших» ответов нет. Не старайтесь произвести своими ответами благоприятное впечатление. Свободно и искренне выражайте свое собственное мнение».

Страницы: 1 2


Предрасположенность к творчеству
Творчество – деятельность человека или коллектива людей по созданию новых оригинальных общественно значимых ценностей. Творческое воображение – вид воображения, направленное на создание новых общественно значимых образов, составляющих основу творчества. Рассматривая процесс художественного творчества, психология не может обойти свои ...

Методы исследования
Являясь выпускницей МОУ «Шоршелская СОШ им. А.Г.Николаева», было не сложно провести опрос в преподавательском составе школы. Первым этапом исследования являлось изучение уровня стресса у преподавательского состава, было выявлено, у какого количества высокий, средний и низкий уровень стресса. Данное исследование показало, что из 25 рабо ...

Голодание
Механизм возникновения голодания может быть объяс­нен двумя причинами. Первый вариант медицинский, обусловлен использовани­ем разгрузочной диетотерапии. Разгрузочная диетотерапия применялась у пациентов с очень разными нарушениями. Фаза вхождения в зону голода характеризуется трудно­стью, связанной с необходимостью справиться с аппетито ...