Преступление совершил Лиходеев. К такому выводу пришел инспектор Борисов, применив логический закон противоречия.
Ситуация 3.
Из библиотеки пропала книга Л. Толстого. Подозрение в том, что книга была взята, пало на Васю, который имел доступ к трем библиотечным книгам – Толстого, Пушкина и Чехова. Вася все отрицал. Затем он признался, что действительно взял одну книгу, но добавил: «Я взял книгу не Пушкина. Я взял Чехова». Позже выяснилось, что лишь одно из этих двух высказываний Васи соответствует действительности. Библиотекарь все понял. Взял ли Вася книгу Толстого?
Решение:
№ |
Алгоритм |
Конкретное соответствие данной ситуации предложенному алгоритму |
1 |
Выделение ложного и истинного суждений |
1) Вася взял книгу не Пушкина – ложно, Вася взял книгу Чехова - истинно 2) Вася взял книгу не Пушкино – истинно, Вася взял книгу Чехова – ложно. |
2 |
Замена ложного суждения его истинной парой |
1. Вася взял книгу Пушкина - истинно 2. Вася взял книгу не Чехова - истинно |
3 |
Сопоставление истинных суждений: если они не противоречат друг другу, то логическая конструкция правильна. |
1. Вася взял книгу Пушкина – истинно, Вася взял книгу Чехова – истинно. Истинные суждения не могут противоречить друг другу – логическая конструкция не правильная. 2. Вася взял книгу не Пушкина – истинно, Вася взял книгу не Чехова – истинно. Истинные суждения не противоречат друг другу – логическая конструкция правильна. |
4 |
Вывод на основании полученных данных. |
Если Вася взял книгу не Пушкина и не Чехова, значит он взял книгу Л. Толстого |
Вася взял книгу Толстого. К такому выводу пришел библиотекарь, применив логический закон противоречия.
Ситуация 4.
Студент пришел на экзамен по логике. Он знает, что в одном из трех оставшихся на преподавательском столе билетов находиться вопрос о категорическом силлогизме, единственный вопрос, ответ на который студент знает. Студент пытается выведать у товарищей, в каком билете содержится необходимый ему вопрос. Первый из опрошенных сказал: «Тебе не нужен первый билет. Тебе не нужен второй». Другой сказал: «Тебе нужен третий. Нет, тебе нужен первый». Последний ответил: «Тебе не нужен третий. Тебе нужен первый». Какой билет надо взять студенту, если известно, что один из его товарищей дважды солгал, другой дважды сказал правду, а третий раз солгал, а второй раз сказал правду?
Решение.
Первый студент: А1 - тебе не нужен первый билет, В1- тебе не нужен второй;
Второй студент: А2 – тебе не нужен третий, В2 – нет, тебе не нужен первый;
Третий студент: А3 – тебе не нужен третий; В3 – тебе нужен первый.
№ |
Алгоритм |
Конкретное соответствие данной ситуации предложенному алгоритму |
1 |
Выделение ложного и истинного суждений |
1) А1-и В1- и 2) А1-и В1-и 3) А1-л В1-л 4) А1-л В1-л А2-л В2-л А2-л В2-л А2-и В2-и А2-и В2-и А3-л В3-и А3-и В3-л А3-л В3-и А3-и В3-л 5) А1-и В1-и 6) А1-и В1-и 7) А1-л В1-л 8) А1-л В1-л А2-и В2-л А2-л В2-и А2-и В2-л А2-л В2-и А3-л В3-л А3-л В3-л А3-и В3-и А3-и В3-и 9) А1-и В1-л 10) А1-л В1-и 11) А1-и В1-л 12) А1-л В1-и А2-и В2-и А2-и В2-и А2-л В2-л А2-л В2-л А3-л В3-л А3-л В3-л А3-и В3-и А3-и В3-и |
2 |
Замена ложного суждения его истинной парой |
1) А2 – тебе не нужен третий, В2 – тебе не нужен третий, А3 – тебе нужен третий 2) А2 – тебе не нужен третий, В2 – тебе не нужен первый, В3 тебе не нужен первый 3)А1 – тебе нужен первый, В1 – тебе нужен второй, А3 – тебе нужен третий 4) А1 – тебе нужен первый, В1 – тебе нужен второй, В3 – тебе не нужен первый 5)В2 – тебе не нужен первый, А3 – тебе нужен третий, В3 – тебе не нужен первый 6)А2 тебе не нужен третий, А3 – тебе нужен третий, В3 – тебе не нужен первый 7)А1 – тебе нужен первый, В1 – тебе нужен второй, В2 – тебе не нужен первый 8) А1 – тебе нужен первый, В1 – тебе нужен второй, А2 – тебе не нужен третий 9)В1- тебе нужен второй, А3 – тебе нужен третий, В3- тебе не нужен первый 10) А1 – тебе нужен первый, А3 – тебе нужен третий, В3 – тебе не нужен первый 11)В1 – тебе нужен второй, А2 – тебе не нужен третий, В2 – тебе не нужен третий 12)А1 – тебе нужен первый, А2 – тебе не нужен третий, В2 – тебе не нужен третий |
3 |
Сопоставление истинных суждений: если они не противоречат друг другу, то логическая конструкция правильна. |
1)А1, В2, В3 – между собой, а также А2 и А3 - противоречат друг другу – логическая конструкция не правильна 2)Все шесть суждений указывают на оставшиеся три билета – логическая конструкция не правильна 3) Все шесть суждений указывают на оставшиеся три билета – логическая конструкция не правильна 4) А1, В2, В3 – между собой, а также А2 и А3 противоречат друг другу – логическая конструкция не правильна 5) Истинные сужения не противоречат друг другу – логическая конструкция правильна 6) А1, В2, В3 – между собой, а также А2 и А3 - противоречат друг другу – логическая конструкция не правильна 7) А1, В2, В3 – между собой, а также А2 и А3 - противоречат друг другу – логическая конструкция не правильна 8)А1, В1, В2, В3 противоречат друг другу – логическая конструкция не правильна 9) В1, А2, А3 противоречат друг другу – логическая конструкция не правильна 10) А1, В2, В3 противоречат друг другу – логическая конструкция не правильна 11) А1, В2, В3 противоречат друг другу – логическая конструкция не правильна 12) А1, В2, В3 противоречат друг другу – логическая конструкция не правильна |
4 |
Вывод на основании полученных данных. |
Истинная версия №5, следовательно, студенту нужен третий билет |
Понятие
нравственно-психологических основ в супружеских отношениях. Типы характеров и их
проявления в супружеских взаимоотношениях
От характеров супругов часто зависят все нюансы межличностных отношений, а также эмоционально-психологический климат в семье.
Будет ли каждый конкретный брак благополучным или неблагополучным, более стабильным или менее стабильным, очень часто зависит от характеров супругов. Именно этими обстоятельствами объясняется наше внимание к изу ...
Понятие и теория детского эгоцентризма
При обследовании психологических особенностей одаренных детей представляется важным сравнительное с нормой изучение выраженности их эгоцентрической позиции. Данная проблема актуальна ввиду часто встречающейся отчужденности таких детей от остального мира.
У чрезвычайно одарённого у ребенка складывается устойчивая положительная самооценк ...
Описание и анализ результатов исследования
Затем мы проводили качественную и количественную обработку результатов Социометрического исследования (результаты исследовании я в Приложении 3), в классах, с детьми подросткового возраста. И проводили методику диагностики уровня субъективного ощущения одиночества Д. Рассела и М. Фергюсона
в группе подростков-девиантов. В таблице 2.1 мы ...
Разделы