Умение 2.
Страница 3

Преступление совершил Лиходеев. К такому выводу пришел инспектор Борисов, применив логический закон противоречия.

Ситуация 3.

Из библиотеки пропала книга Л. Толстого. Подозрение в том, что книга была взята, пало на Васю, который имел доступ к трем библиотечным книгам – Толстого, Пушкина и Чехова. Вася все отрицал. Затем он признался, что действительно взял одну книгу, но добавил: «Я взял книгу не Пушкина. Я взял Чехова». Позже выяснилось, что лишь одно из этих двух высказываний Васи соответствует действительности. Библиотекарь все понял. Взял ли Вася книгу Толстого?

Решение:

Алгоритм

Конкретное соответствие данной ситуации предложенному алгоритму

1

Выделение ложного и истинного суждений

1) Вася взял книгу не Пушкина – ложно, Вася взял книгу Чехова - истинно

2) Вася взял книгу не Пушкино – истинно, Вася взял книгу Чехова – ложно.

2

Замена ложного суждения его истинной парой

1. Вася взял книгу Пушкина - истинно

2. Вася взял книгу не Чехова - истинно

3

Сопоставление истинных суждений: если они не противоречат друг другу, то логическая конструкция правильна.

1. Вася взял книгу Пушкина – истинно, Вася взял книгу Чехова – истинно. Истинные суждения не могут противоречить друг другу – логическая конструкция не правильная.

2. Вася взял книгу не Пушкина – истинно, Вася взял книгу не Чехова – истинно. Истинные суждения не противоречат друг другу – логическая конструкция правильна.

4

Вывод на основании полученных данных.

Если Вася взял книгу не Пушкина и не Чехова, значит он взял книгу Л. Толстого

Вася взял книгу Толстого. К такому выводу пришел библиотекарь, применив логический закон противоречия.

Ситуация 4.

Студент пришел на экзамен по логике. Он знает, что в одном из трех оставшихся на преподавательском столе билетов находиться вопрос о категорическом силлогизме, единственный вопрос, ответ на который студент знает. Студент пытается выведать у товарищей, в каком билете содержится необходимый ему вопрос. Первый из опрошенных сказал: «Тебе не нужен первый билет. Тебе не нужен второй». Другой сказал: «Тебе нужен третий. Нет, тебе нужен первый». Последний ответил: «Тебе не нужен третий. Тебе нужен первый». Какой билет надо взять студенту, если известно, что один из его товарищей дважды солгал, другой дважды сказал правду, а третий раз солгал, а второй раз сказал правду?

Решение.

Первый студент: А1 - тебе не нужен первый билет, В1- тебе не нужен второй;

Второй студент: А2 – тебе не нужен третий, В2 – нет, тебе не нужен первый;

Третий студент: А3 – тебе не нужен третий; В3 – тебе нужен первый.

Алгоритм

Конкретное соответствие данной ситуации предложенному алгоритму

1

Выделение ложного и истинного суждений

1)

А1-и В1- и 2)

А1-и В1-и 3)

А1-л В1-л 4)

А1-л В1-л

А2-л В2-л А2-л В2-л А2-и В2-и А2-и В2-и

А3-л В3-и А3-и В3-л А3-л В3-и А3-и В3-л

5)

А1-и В1-и 6)

А1-и В1-и 7)

А1-л В1-л 8)

А1-л В1-л

А2-и В2-л А2-л В2-и А2-и В2-л А2-л В2-и

А3-л В3-л А3-л В3-л А3-и В3-и А3-и В3-и

9)

А1-и В1-л 10)

А1-л В1-и 11)

А1-и В1-л 12)

А1-л В1-и

А2-и В2-и А2-и В2-и А2-л В2-л А2-л В2-л

А3-л В3-л А3-л В3-л А3-и В3-и А3-и В3-и

2

Замена ложного суждения его истинной парой

1)

А2 – тебе не нужен третий, В2 – тебе не нужен третий, А3 – тебе нужен третий

2) А2 – тебе не нужен третий, В2 – тебе не нужен первый, В3 тебе не нужен первый

3)А1 – тебе нужен первый, В1 – тебе нужен второй, А3 – тебе нужен третий

4) А1 – тебе нужен первый, В1 – тебе нужен второй, В3 – тебе не нужен первый

5)В2 – тебе не нужен первый, А3 – тебе нужен третий, В3 – тебе не нужен первый

6)А2 тебе не нужен третий, А3 – тебе нужен третий, В3 – тебе не нужен первый

7)А1 – тебе нужен первый, В1 – тебе нужен второй, В2 – тебе не нужен первый

8) А1 – тебе нужен первый, В1 – тебе нужен второй, А2 – тебе не нужен третий

9)В1- тебе нужен второй, А3 – тебе нужен третий, В3- тебе не нужен первый

10) А1 – тебе нужен первый, А3 – тебе нужен третий, В3 – тебе не нужен первый

11)В1 – тебе нужен второй, А2 – тебе не нужен третий, В2 – тебе не нужен третий

12)А1 – тебе нужен первый, А2 – тебе не нужен третий, В2 – тебе не нужен третий

3

Сопоставление истинных суждений: если они не противоречат друг другу, то логическая конструкция правильна.

1)А1, В2, В3 – между собой, а также А2 и А3 - противоречат друг другу – логическая конструкция не правильна

2)Все шесть суждений указывают на оставшиеся три билета – логическая конструкция не правильна

3) Все шесть суждений указывают на оставшиеся три билета – логическая конструкция не правильна

4) А1, В2, В3 – между собой, а также А2 и А3 противоречат друг другу – логическая конструкция не правильна

5) Истинные сужения не противоречат друг другу – логическая конструкция правильна

6) А1, В2, В3 – между собой, а также А2 и А3 - противоречат друг другу – логическая конструкция не правильна

7) А1, В2, В3 – между собой, а также А2 и А3 - противоречат друг другу – логическая конструкция не правильна

8)А1, В1, В2, В3 противоречат друг другу – логическая конструкция не правильна

9) В1, А2, А3 противоречат друг другу – логическая конструкция не правильна

10) А1, В2, В3 противоречат друг другу – логическая конструкция не правильна

11) А1, В2, В3 противоречат друг другу – логическая конструкция не правильна

12) А1, В2, В3 противоречат друг другу – логическая конструкция не правильна

4

Вывод на основании полученных данных.

Истинная версия №5, следовательно, студенту нужен третий билет

Страницы: 1 2 3 4


Понятие нравственно-психологических основ в супружеских отношениях. Типы характеров и их проявления в супружеских взаимоотношениях
От характеров супругов часто зависят все нюансы межличностных отношений, а также эмоционально-психологический климат в семье. Будет ли каждый конкретный брак благополучным или неблагополучным, более стабильным или менее стабильным, очень часто зависит от характеров супругов. Именно этими обстоятельствами объясняется наше внимание к изу ...

Понятие и теория детского эгоцентризма
При обследовании психологических особенностей одаренных детей представляется важным сравнительное с нормой изучение выраженности их эгоцентрической позиции. Данная проблема актуальна ввиду часто встречающейся отчужденности таких детей от остального мира. У чрезвычайно одарённого у ребенка складывается устойчивая положительная самооценк ...

Описание и анализ результатов исследования
Затем мы проводили качественную и количественную обработку результатов Социометрического исследования (результаты исследовании я в Приложении 3), в классах, с детьми подросткового возраста. И проводили методику диагностики уровня субъективного ощущения одиночества Д. Рассела и М. Фергюсона в группе подростков-девиантов. В таблице 2.1 мы ...