Материалы » Отклоняющееся поведение детей и молодежи - причины и пути преодоления » Предупреждение отклонений в развитии личности и поведении

Предупреждение отклонений в развитии личности и поведении

Профилактика отклоняющегося поведения детей и подростков требует их психологической иммунизации, т.е. обучения психологическим навыкам поведения, умению делать здоровый выбор, чтобы стать социально-компетентными людьми. Формирование личностной и социальной компетентности подростков, коррекцию их негативных поведенческих проявлений важно начинать с развития у них позитивного образа «Я», чувства самоуважения. Развития способности критически мыслить, умения ставить социально значимые цели и принимать ответственные решения. Для того, чтобы подросток умел делать здоровый выбор, его следует обучить умению владеть эмоциями, справляться со стрессами, тревожностью и конфликтами; научить неагрессивным способам реагирования на критику, самозащиты, сопротивления давлению со стороны других людей, одновременно формируя у него ценности, позволяющие делать здоровый выбор и решать возникающие проблемы социально-позитивными способами.

Работа по профилактике отклонений в развитии личности и поведении детей и подростков эффективна лишь в том случае, если осуществляется на основе:

1) Успешности учебной деятельности - неуспешность детей и подростков в учебной деятельности была и остается в числе существенных предпосылок для развития девиации. Естественно, что неуспевающий ученик, работая медленно и не всегда верно, получает больше замечаний, отрицательных оценок и наказаний, и его постоянными спутника становятся тревожность, ориентация на неуспех. Нередко одноклассники начинают негативно оценивать не только учебные успехи ребенка, но даже его характер и внешний вид, в классе постепенно формируется пренебрежительное отношение к нему, школьные проблемы получают негативный резонанс в семье. На фоне трудностей в обучении, испытываемых неуспешными в учебной деятельности детьми, возникают вторичные поведенческие и личностные отклонения. Постоянные негативные переживания, заниженная самооценка, чувство страха и напряжение парализуют познавательную активность учащегося, приводят к агрессии, направленной на окружающих и на самого себя, или к депрессивным расстройствам: снижению общего настроения, замкнутости и апатии. Сферу самоутверждения ребенок начинает искать вне школы и дома, в асоциальной среде, а иногда в так называемом детском бизнесе. Так формируется замкнутый круг неуспехов, отрицательного отношения к себе и окружающим, приводящий к неврозам, нарушениям поведения и даже попыткам суицида. Если такая ситуация сохраняется длительное время, это может способствовать искаженному формированию личности - делинквентности.

Т.о., первоочередным условием предупреждения отклоняющегося поведения должно стать решение проблем школьной неуспешности, приводящих к различным формам социальной дезадаптации. Для этого, с одной стороны, необходима большая работа над содержанием учебных программ, вариативных форм обучения для того, чтобы обеспечить каждому ученику возможность реализовать свои потенциальные возможности и индивидуальные особенности. С другой стороны, для того, чтобы найти подход к каждому ребенку, каким бы «проблемным» он ни казался, необходимо понимать причины его дезадаптации, нарушения у него учебной деятельности и поведения.

2) Эмоционально положительной системы взаимоотношений (со сверстниками, учителями, родителями).

3) Психологической и социальной защищенности. Это включает в себя:

Ø знание учащимися своих прав и обязанностей;

Ø соблюдение прав учащихся на индивидуальное своеобразие и самоопределение;

Ø психологическое и социальное равенство учащихся, исключающее какую-либо дискриминацию их по любому признаку.

В совокупности оказываемая подросткам помощь при соблюдении названных выше требований и условий позволяет обеспечить равномерное гармоничное развитие личности, с учетом индивидуальных темпов и вариантов личностного развития.


Спорный объект ("кто сильнее", "кто кого") (модель № 3)
Это одна из наиболее классических схем детерминации конфликта: два человека, если брать идеальный случай, нормальные люди без внутриличностных конфликтов, достаточно совместимые, начинают конфликтовать из-за чего-то третьего, соперничают за некоторый спорный объект. Основной механизм детерминации конфликта - мотивационный, желание овла ...

Классификация черт характера
Характер - это неразрывное целое. Но изучить и понять такое сложное целое, как характер, нельзя, не выделив в нем отдельных сторон или типичных проявлений (черт характера). Общие черты характера проявляются в отношениях личности к общественным обязанностям и долгу, к людям, к самой себе. Отношение к общественным обязанностям и долгу пре ...

Социально-психологический климат как объект изучения психологии.
Важным показателем состояния психологии организации является социально-психологический климат. Именно он выступает внешним проявлением различных групповых феноменов в виде поведенческих и речевых актов. Другими словами, социально-психологический климат – это результат совместной деятельности людей, их межличностного взаимодействия. Терм ...