Мур (Moore, 1994) предполагает, что принятие судьбы является очень важным моментом в принятии и прощении. Он советует людям рассматривать отношения с обязательствами как «иногда счастливые, а иногда оскорбительные моменты. Тогда нас не будут удивлять возникшие испытания». Если бы неожиданные повороты в браке и трудности, которые закаляют, принимались как нечто неизбежное, что супруги не могут прогнозировать, контролировать или предотвращать, тогда они не расходились бы во мнениях и с уважением относились бы к таинственным явлениям жизни и судьбы. Вместо того чтобы стоять на позиции «это твоя вина», особый акцент следует делать на том, что «тайны жизни и трудности, которые она представляет нам в нашем путешествии», неприкосновенны.
Мур (1994) показывает, как принятие элемента судьбы может вывести из конфликтных ситуаций и сориентировать супругов в направлении эффективного разрешения проблем: «Фатальность в отношениях может оказаться не только необычными обстоятельствами или синхронными событиями, но также элементом в самых обычных обстоятельствах, когда не следует брать на себя полную ответственность за то, что произошло. Если карьера человека развивается в определенном направлении, это развитие может быть вызвано отчасти решениями и осознанными выборами, а отчасти постепенным раскрытием души; сюда подключаются неведомые силы и более глубокие мотивации. Иногда супруги затрачивают очень много энергии и времени на обсуждение того, что уже сделанные ими выборы могли оказаться более эффективными, они вместе, при наличии определенного уровня сдержанности и восприимчивости, рассматривают странные вещи, которые вошли в их жизнь».
Принятие неконтролируемых элементов, входящих в жизнь пары, открывает путь к тому, чтобы простить партнера за то, что его действия или мысли не соответствовали нашим прогнозам и не предполагают нашего личного участия. Подобное принятие позволяет нам в наиболее сложных ситуациях почувствовать положительную связь с партнером, расширить наши собственные способности к росту и гуманно искать пути, которые будут эффективны в любой представленной ситуации.
Таким образом, основное значение в супружеских отношениях имеют нравственно-психологические основы, на которых строятся взаимоотношения супругов.
Семейная жизнь удачна, если супруги пришли к соглашению относительно взаимных прав и обязанностей. Каждый из супругов имеет свое определенное представление о том, какие права и обязанности должны быть у «жены», «мужа», что такое «хороший муж», что такое «хорошая хозяйка». Обязанности — это то, что ожидает, а часто и требует другой брачный партнер. Таким образом, права и обязанности есть содержание брачных ролей, вытекающее из взаимодействия двух «Я» в такой малой группе, какой является семья.
Эффективность супружеского сотрудничества и кооперации во многом зависит от того, в какой мере между супругами существует согласие, которое основывается на одинаковой оценке различных жизненных ситуаций, на учете взаимных интересов, на понимании душевных переживаний другого брачного партнера.
Нарушения, барьеры, трудности общения
Общение современного человека базируется не только на умениях, относящихся к ролевому репертуару и коммуникативной компетентности личности (например, умение вести переговоры), но и на умениях налаживать контакты, в том числе выходящие за рамки деловых интересов.
Это осознают люди, обращающиеся за помощью к психологам – учителя, следова ...
Экспериментальное исследование психологических особенностей процесса
принятия решений у работников служб экстренного вызова
Программа исследования и его организация.
Экспериментальное исследование психологических особенностей процесса принятия решений проводилось среди сотрудников медицинских учреждений г. Калуги. Экспериментальной базой исследования выступали Станция Скорой Медицинской Помощи, больница «Сосновая роща», дневной стационар поликлиники № 1 им. ...
Влияние характеристик самооценки на адаптированность к учебной и спортивной
деятельности. Адаптированность
студентов к учебе и спорту
В данном параграфе представлены результаты изучения выраженности, вариативности и взаимосвязей показателей адаптированности студентов, занимающихся спортом, к учебной и спортивной деятельности. Мера адаптированности студентов в обоих видах деятельности определялась по двум критериям — объективной успешности и субъективной удовлетворе ...
Разделы