Материалы » Психологические особенности морального самосознания в подростковом возрасте » Особенности развития морального самосознания в подростковом возрасте

Особенности развития морального самосознания в подростковом возрасте
Страница 5

Потребность подростка занять положение, соответствующее его представлениям о себе, может оказать влияние на его поведение, изменить отношение к учителю. В свою очередь успехи в учебной деятельности могут выступать как средства самоутверждения. Усиление социальных контактов и определение собственной позиции в группе находит своеобразное выражение в отношениях со взрослыми в виде отрицательных реакций на их требования (упрямство).

Установление более тесных отношений со сверстниками проявляется в том, что образуются малые группы; их члены проводят вместе время, делятся впечатлениями, активно поддерживают и защищают друг друга. В это время у ребят складываются критерии, при помощи которых определяются их симпатии и по которым они выбирают себе друзей, оценивают себя. В пятых классах, например, мальчики предпочитают более сильных, ловких, волевых друзей.

Выделению именно волевых особенностей способствует физическая и функциональная перестройка организма у младших подростков. Школьник ориентируется на те качества, которые у него еще не развиты, но находятся в фазе своего ближайшего развития.

Заметим, что в самооценке и в оценке психических способностей своих сверстников младший школьник ориентируется, прежде всего, на результаты учебной деятельности, на способности и склонности. Это означает, что развитие интеллекта в первые годы школьной жизни является необходимой предпосылкой последующей социализации и становления личности в подростковый период.

В следующей фазе подросткового возраста (13-14 лет) происходит социальная переориентация личности, которая выражается в появлении «комплекса взрослости». Новый тип социальных контактов, затрагивая нравственную сферу отношений, начинает регулироваться более сложным набором личностных качеств. Наряду с волевыми сюда входят различного рода нравственные качества и оценки. Переход на новую ступень социального развития требует более высокого уровня самосознания, выделения и формирования именно тех свойств, которые обеспечивают складывающиеся взаимоотношения. Поскольку для старшего подростка особую значимость приобретает мир взрослых, отношение и оценка последних оказывают решающее влияние на развитие его самосознания. В этот период уровень самооценки подростка характеризуется значительными колебаниями под влиянием педагогических воздействий. Старший подросток обнаруживает повышенную чувствительность к нравственным поступкам взрослых, особенно к проявлению доброты, справедливости по отношению к нему.

На формирование самосознания личности оказывают влияние ценностные ориентации. В исследовании Н.А. Волковой, было показано, что наиболее интенсивное развитие самосознания в связи с ценностными ориентациями происходит именно в подростковом возрасте 12-13 лет.

Важно отметить, что изменения в самосознании и его структурные преобразования происходят не только в процессе учебно-познавательной деятельности и общения.

У учащихся ПТУ (15–16 лет) формирование образа «Я» протекает под влиянием их профессионального обучения. В исследовании, выполненном Т.Л. Мироновой под руководством Е.А. Климова, была прослежена динамика осознания себя как физического, социального существа и как субъекта учебно-производственной деятельности у подростков разных лет обучения в ПТУ.

Расширение объема свойств личности происходит также за счет включения эстетических качеств, выполняющих социальную функцию. В. Н. Куницына показала, что в восьмых классах в словесных автопортретах учащихся появляется эмоционально-эстетическая характеристика внешности, соотнесение ее с идеалом, возникает интерес к анатомо-физиологическим особенностям своего организма. Оценка собственных физических возможностей в свою очередь оказывает влияние на формирование таких черт, как замкнутость или общительность, затрудняющих или облегчающих социальные контакты. Следовательно, можно сказать, что в формировании характерологических свойств личности подростка принимает участие и эстетический компонент» [32, С. 185-187].

Следовательно, можно сказать, что развитие самосознания подростка в самом общем виде выглядит следующим образом. «Вначале это просто накопление представлений о самом себе. В связи с этим происходит все большее узнавание себя, все более обоснованное все более связное. Затем, по мере обобщения этих представлений, происходит их ннтериоризация. Дальнейшая интеграция самосознания подростка приводит его к осознанию себя в единстве всех проявлений, к осознанию своей особенности, оригинальности, наконец, появляется способность суждения в отношении себя и самооценки своей личности» [45, с. 62].

Но, тем не менее, по результатам, хотя и не многочисленных исследований, в частности, Либин А.В., Тюменевой Ю.А., Хасан Б.И. можно выделить гендерные различия в моральном развитии подростков. У мальчиков моральный идеал носит более обобщенный характер, имеет большую опору в рациональном мышлении, обнаруживаются расхождения в форме идеала. Девочки, видимо, чаще находят свой идеал в ближайшем окружении, опираясь прежде всего на чувства; мальчики ищут его в более широком диапозоне, более опираясь на рациональную мысль. Для девочек условием возникновения массы конфликтов является жесткое разделение «Я- женского» и школьной номативности. Нормативность же является «тотальным, нерасчлененным фрустратором» [40]. Для девочек нормативное экспериментирование переносится на конец школьного возраста, в чем они кардинально отличаются от мальчиков-подростков, у которых закономерно происшедшая в младшем школьном возрасте интериоризация нормативности позволяет ему избегать фрустраций и адекватно отвечать требованиям действительности [20;40].

Страницы: 1 2 3 4 5 6


Игровая аддикция
Зависимость от азартных игр (гэмблинг)постоянная вовлеченность в процесс игры, мысли, разговоры и фантазии о нем; неоправданно большой объем времени, проводимый в ситуации игры; неспособность вовремя прекратить игру; состояние эмоционального дискомфорта вне игровой ситуации, вплоть до физических недомоганий; постепенное учащение ритма и ...

Психологические особенности младшего школьника
а) Изучение способностей и одаренности у младших школьников Изучением способностей и одаренности у младших школьников занимались как зарубежные, так и отечественные психологи. Среди отечественных психологов, занимавшихся этой проблемой можно назвать таких как Б.М. Теплов, Н.С. Лейтес, А.И. Савенков, А.М. Матюшкин, И.В. Дубровина, Г.П. ...

Классификация черт характера
Характер - это неразрывное целое. Но изучить и понять такое сложное целое, как характер, нельзя, не выделив в нем отдельных сторон или типичных проявлений (черт характера). Общие черты характера проявляются в отношениях личности к общественным обязанностям и долгу, к людям, к самой себе. Отношение к общественным обязанностям и долгу пре ...