В под группе девочек с низкими показателями по шкале Ид (экстерналов) выделено два наиболее информативных фактора: двухфакторная структура, объясняющая 57,254% общей дисперсии. Первый фактор «Общение – одиночество» объясняет 36,931% дисперсии и представлен элементами «хулиганю» (0,943), «тусовка» (0,572), «начать учится» (0,542), «наркомания друзей» (0,415), «не понимание родителей» (– 0,752), «попробовать пить спиртное» (– 0,484).
Второй фактор «Обязанность – расслабленность» объясняет 20,323% дисперсии состоит из следующих элементов: «начать учится» (– 0,805), «перевести бабушку через дорогу» (0,803), «завести животное» (0,765), «разбить стекло» (0,761). Здесь можно предположить, что группы исследуемых сформирован лишь «праморальный» уровень самосознания, представленный потребительским отношением к усвоению норм и ценностей, инфантильностью рассуждений, опирающихся на примитивные моральные каноны «хорошо – плохо».
В целом о моральном самосознании группы девочек – подростков, по шкале интернальности в области достижений можно сказать, что оно формируется по мере нарастания интернальности в области достижений. Причем наблюдается выраженность когнитивного компонента и его значимости в «созревания» морально-нравственных ценностей.
В этой же группе девочек, но уже по шкале интернальности в области неудач (Ин) так же выделяется три подгруппы. В подгруппе девочек «не определенного типа» выделено два наиболее информативных фактора: двухфакторная структура, объясняющая 41,316% общей дисперсии. Первый фактор «Осознание социально нежелательных способов поведения – желание оказывать поддержку» объясняет 28,456% дисперсии и представлен следующими элементами: «перевести бабушку через дорогу» (– 0,783), «завести животное» (– 0,779), «наркомания друзей» (0,639), «хулиганю» (0,567).
Второй фактор «Отношение к социально не одобряемым поступкам: осознание своего не совершенства» объясняет 12,860% дисперсии. Он представлен следующими элементами: «начать курить» (– 0,807), «попробовать пить спиртное» (– 0,764), «не понимание родителей» (– 0,624).
Наиболее полно здесь сформирован когнитивный и аффективный компоненты «праморального» и «морального» уровней самосознания. Девушки, представляющие данную группу, несколько наивно воспринимают окружающий мир, – с позиции «хорошо – плохо», «интересно – безынтересно». И хотя когнитивный компонент достаточно развит, – это служит лишь предпосылкой усвоения моральных ценностей и принципов для руководства ими в своем поведении. Таким образом, в данной группе исследуемых сформирован «праморальный» уровень самосознания и лишь частично «моральный».
В подгруппе девочек с низкими показателями по шкале Ин, – экстеналов, выделяется два наиболее информативных фактора: двухфакторная структура объясняющая 47,037% общей дисперсии. Первый фактор «Свобода – ограничение» объясняет 31,364%дисперсии и состоит из компонентов: «попробовал пить спиртное» (0,885), «начать курить» (0,867), «не кидалово» (– 0,618), «встреча любимого человека» (– 0,587).
Второй фактор «Обязтельство – развлечение» объясняет 15.672% дисперсии. Он включает таки элементы как: «не понимание родителей» (0,825), «начать учиться» (0,533), «хулиганю» (– 0,750), «тусовка» (– 0,634). У девочек экстерналов по шкале Ин исследуемой выборки развит лишь «праморальный» уровень самосознания, с яркой выраженностью аффективного компонента, эгоистического отношения к окружающим.
Обсуждение результатов
Построение семантического пространства
Принятие На основе этого рисунка можно разделить все представленные в опроснике институты на 4 категории по показателям социальной капитализации (представлено в порядке убывания социального капитала):
1. «Принимаемые» и «Защищающие»:
семья, друзья. Эта категория обладает наибольшим с ...
Психологические эффекты массовой коммуникации. Эффекты
массовой коммуникации - исследования, периодизация и типология
Основной эффект от воздействия средств массовой информации - изменение поведения аудитории от воздействия СМИ. Изменение поведения аудитории должно быть согласовано с заранее поставленными целями. Под эффектом понимается некий отклик. Коммуникативные эффекты - изменение осведомленности о товаре или услуги или изменение отношения к товар ...
Методика № 3. «Шкала ситуативной тревожности (Ч.Д. Спилбергер)»
Инструкция: Обведите одну из цифр в соответствии с тем, как Вы чувствуете себя в настоящий момент.
Обработка результатов:
От суммы баллов по прямым утверждениям надо отнять сумму баллов по обратным. Полученное число отражает уровень ситуативной тревожности.
Низкая - 30 и выше, средняя от -10 до 10, высокая от 11 до 30.
Прямые утверж ...
Разделы