В III тысячелетии до н.э. в Китае существовала широко распространенная должность и профессия правительственного чиновника. Соответственно и здесь появились первые элементы профотбора на эту должность. Церемонии заметно способствовала атмосфера торжественности вокруг молодых людей, которые сдавали трудные экзамены на эту должность. В китайском обществе такие экзамены считались особенным праздником, а тему их определял сам император. плюсы и минусы ип
Подобные примеры существовали и в Спарте, Афинах и Риме. В Спарте, например, была создана и успешно осуществлялась система воспитания воинов, в Риме — система отбора и обучения гладиаторов.
Все вышеуказанные данные однозначно указывают на довольно ранний период возникновения элементов системы профдиагностики и профотбора. Если исходить из распространенной сейчас точки зрения о включенности профдиагностики и профотбора в систему профессиональной ориентации, то можно сказать, что профориентация возникла давно.
Если посмотреть на профориентацию шире, то станет ясно, что как наука она сформировалась вместе с возникновением необходимости привлечения на работу квалифицированной рабочей силы.
Самые первые бюро по профориентации руководствовались в своей работе следующими принципами:
· по значимости выбор профессии можно приравнять к супружескому выбору;
· профессию лучше выбирать, чем надеяться на удачный случай;
· никто не должен выбирать профессию без тщательного размышления, без опоры на профконсультанта;
· молодежь должна ознакомиться с большим числом профессий, а не браться сразу же за “удобную” или случайно подвернувшуюся работу;
· выбор профессии протекает тем успешнее, чем внимательнее профконсультант изучит особенности личности выбирающего, факторы успешного выбора и мир профессий.
В США большее внимание уделялось профотбору. Много внимания им уделял директор психологической лаборатории Гарвардского университета профессор Г. Мюнстерберг. По заказу телефонной кампании он изучил пригодность кандидатов на профессию телефонистки. В тот период телефонистка должна была производить до ста пятидесяти соединений в час, т. е. каждые десять секунд нужно было соединять абонентов, а для этого необходимо было выполнить четырнадцать отдельных действий. Многие работницы такой нагрузки не выдерживали и уходили с работы. Частая смена работников была очень невыгодна предпринимателям. Поэтому они и обратились за помощью, чтобы отобрать кандидатов по психофизиологическим качествам. В итоге текучесть кадров резко сократилась.
Первая мировая война спровоцировала дальнейшее развитие необходимости в определении профессиональной пригодности: она требовала ускоренной подготовки лиц, обладающих нужными для военного дела интеллектуальными и физическими качествами.
В начале XX века развитые страны столкнулись с трудностями при подборе кадров для работы с новыми видами техники (включая военную). Оказалось что не каждый может управлять сложнейшими техническими устройствами, для этого стали необходимы не только специальный знания, но и умения. Именно тогда была подготовлена база для проведения научно-исследовательских работ по оценки свойств личности человека. В США был создан первый вариант так называемого группового теста, который позволял быстро оценить пригодность призывников к воинской службе в различных родах войск. Созданный тест рассматривался как психологическое оружие, поэтому все испытания, масштаб исследований и результаты их хранились в тайне.
В России первое бюро по профконсультации возникло 1927 году, при Ленинградской бирже труда. В стране наблюдался явный расцвет профориентации, этим направлением занимались не только профконсультанты, но и педологи в школах. Период НЭПа в России в целом можно назвать достаточно демократичным, свидетельством чему бурное развитие не только производства, но и образования, здравоохранения, науки, в том числе, гуманитарных ее направлений. Иными словами, реальная свобода выбора для многих людей действительно способствовала развитию профориентации.
Влияние личностных особенностей работников служб экстренного вызова на
процесс принятия решений. Личностные особенности
работников служб экстренного вызова
В нашей работе мы подвергли исследованию индивидуальные особенности и качества личности работников служб экстренного вызова - Станции скорой медицинской Помощи г. Калуги. Чтобы более полно понять закономерность проявлений этих качеств у личности, которая обуславливает при этом успешность деятельности и ее взаимодействие с окружающими, с ...
Сравнительный анализ результатов исследования.
В ходе контрольного этапа исследования мы выявили уровень межличностных отношений детей старшего подросткового возраста 8 «б» класса школы № 30. Для этого были использованы те же методики, что и на начальном этапе констатирующего эксперимента («Социометрия» Р.С. Немова, тест оценки коммуникативных умений А.А. Карелиной)
Результаты мето ...
"Приход к согласию" со средой
Хотя Гольдштейн, будучи теоретиком организмического плана, главное внимание уделяет внутренним детерминантам поведения и придерживается принципа, в соответствии с которым организм находит ту среду, которая наиболее соответствует само-актуализации, он не сторонник той крайней позиции, согласно которой организм независим от внешнего мира. ...
Разделы