Материалы » Профессиональное ориентирование в молодежной среде » Проблемы профессионального ориентирования в молодежной среде. Понятие и принципы профориентации

Проблемы профессионального ориентирования в молодежной среде. Понятие и принципы профориентации
Страница 3

История показывает, что сама жизнь предопределила появление профориентации как междисциплинарного научного знания.

Только в случае когда профориентация сожжет успешно опереться на развитую свою теоретическую базу, ее задачи и цели смогут быть успешно достигнуты. Именно в теории и методологии в конечном счете проверяются понятия и идеи, взгляды и представления, формы и методы, которые позволяют повысить эффективность практической работы.

Как уже говорилось, будучи научно обоснованной системой государственных мероприятий, профориентация включает в себя ряд различных по свому содержанию и целям форм.

Схема 1

Формы профориентации

Целью профессионального просвещения является ознакомление молодежи с профессиями, их содержанием, функциями, требованиями, предъявляемыми к личностным характеристикам человека.

Профессиональное просвещение условно делится на две формы: профессиональную информацию и профессиональную пропаганду. Может осуществляться в виде бесед о профессии.

Целью профессиональной информации служит ознакомление с основными профессиями и их специальностями.

Молодым людям предлагаются сведения о содержании труда, условиях материальной и социальной среды, оплате, режиме труда и отдыха, формах и сроках обучения, возможностях должностного и квалифицированного роста. Особое внимание уделяется освещению основных требований, которые предъявляет данная профессия к состоянию здоровья человека, личностным качествам, уровню общеобразовательной и социальной подготовки.

Профессиональная пропаганда формирует положительное отношение к проблемам выбора профессий и стремления у молодежи к освоению профессий современного производства.

Профессиональная пропаганда имеет дело прежде всего с теми профессиями, по которым ощущается дефицит в рабочих кадрах либо ожидается расширение приема на них в связи с увеличением объема производства. На практике часто пропагандой занимаются как крупные организации (градообразующие в том числе), так и местные службы занятости.

В практике работы учебных заведений широкое распространение получили выступления специалистов, целевые экскурсии для школьников, оформление стендов, выставок, витрин, обучение в учебно-производственных комбинатах (УПК). Большую роль в профпропаганде играют средства массовой информации (кино, радио, телевидение).

Чрезмерная пропаганда может привести к увеличению потока желающих работать в данной области деятельности. Основными побудителями в этом случае могут стать мотивы престижности, внешней привлекательности профессии. Так например произошло с экономическими специальностями в девяностые когда прошлого столетия.

Для повышения эффективности профессионального просвещения требуется соблюдать следующие принципы описания профессии. Необходимо точное описание положительных и отрицательных сторон профессии, что позволяет уменьшить риск ошибки и последующего отсева учащихся из училища или Вуза.

1) Общественная значимость профессии, которую определяют из ее особенностей с точки зрения истории, экономики, общественных отношений.

2) Показ возможностей удовлетворения интересов личности в данной профессии. Необходимо показать, что в каждой профессии есть простор для проявления творчества и смекалки.

3) Раскрытие психологических и психофизиологических требований, предъявляемых профессией к человеку. Возросшая сложность техники привела к повышению требований к быстроте реакции, распределению и переключению внимания, памяти, мышлению, точности координации движений и к другим психофизиологическим качествам и свойствам. Соответствие способностей рабочего психологическим требованиям профессии положительно сказывается на безопасности труда, качестве результатов труда, удовлетворенности самого рабочего.

Страницы: 1 2 3 4 5


Особенности характеристик самооценки спортсмена
Долгое время в психологии царила точка зрения, согласно которой, спортсмены имеют высокий показатель уровня самооценки (Жилин СВ., 2003; Плашко Р.В., 2001; Шаболтас А.В., 1998). В последнее время всё чаще появляются данные о том, что это не совсем так. Например, Г.В. Лозовая (2002) отмечает, что лицам, занимающимся профессиональным спор ...

Анализ результатов контрольного исследования по опроснику Баса-Дарки
Цель: исследование уровня агрессивности у подростков после коррекционно–развивающей программы. Дата проведения: 27.06.2005. Уровень враждебности в группе достаточно высокий 10,8 балла. Индекс враждебности высокий, при верхней границе нормы -10 баллов. Согласно полученным данным высокая враждебность проявляется у троих подростков (05, 0 ...

Положительное воздействие общности на индивида
Давно замечено, и это наблюдение отчетливым образом от­разилось в теориях личности, что группа оказывает существен­ное влияние на психологию и поведение индивида. Часть изме­нений, порождаемых психологическим влиянием группы, исче­зает, как только человек выходит из сферы воздействия группы, другие продолжают существовать, оставляя заме ...