Таким образом, преимущество множественных связей в социальной организации состоит в возможности приспособления ресурсов одного типа отношений для использования в других типах отношений.
Практическое применение концепции социального капитала Коулмена
Коулмен применял концепцию социального капитала в своем анализе причин низких показателей школьной успеваемости и преждевременного ухода из школы некоторых подростков. Причиной низких показателей школьной успеваемости и преждевременного ухода из школы, по мнению Коулмена, является дефицит социального капитала семейного круга и социальной среды этих учеников.
Обобщая теоретические взгляды Коулмена, можно сказать, что для этого исследователя концепция социального капитала является производной от теории рационального действия и обмена, лишенных, однако, индивидуалистских крайностей. В толковании Коулмена, «Социальный капитал как ресурс действия – это один из способов вовлечения элемента социальной структуры в теоретическую парадигму рационального действия» (Коулман, 2001).
В российской социологии концепция социального капитала стала предметом изучения сравнительно недавно. Как само понятие, так и определение теоретических способов осмысления феномена, во многом остаются не освоенными, а соответствующий понятийный и терминологический аппарат находятся в стадии формирования на основе заимствования зарубежного опыта. Тем не менее, публикации в отечественных научных изданиях в последние годы позволили российским исследователям познакомиться с главными «каноническими» работами основоположников теории социального капитала, включиться в проблематику дискуссий о статусе данной концепции в современной социологии. Содержанию теоретических основ концепции социального капитала посвящены работы Бусовой Н., Дискина И.Е., Радаева В.В., Степаненко В., Стрельниковой Л.В., Шихирева П.Н. Проблематика социального капитала становится предметом дискуссий не только в среде социологов, но и среди представителей других социальных наук. К настоящему времени в отечественной социологии представлено сравнительное небольшое количество публикаций, посвященных эмпирическому анализу роли социального капитала в различных экономических и социальных практиках. К примеру, исследование неформальных социальных сетей у Градосельской Г.В. (Градосельская, 1999), анализ роли социального капитала в системе нерыночного обмена Барсуковой.
В качестве представителя отечественного экономико-социологического подхода к социальному капиталу возьмем Вадима Валерьевича Радаева.
«Основные свойства капитала:
1. ограниченный хозяйственный ресурс
2. накапливаемый хозяйственный ресурс
3. ресурс, обладающий определенной ликвидностью, способностью превращаться в денежную форму
4. стоимость, воспроизводящаяся в процессе непрерывного кругооборота форм
5. стоимость, приносящая новую, добавочную стоимость
Капитал – накапливаемый хозяйственный ресурс, который включен в процессы воспроизводства и возрастания стоимости путем взаимной конвертации своих разнообразных форм.
Формы капитала:
· экономический
· физический
· культурный
· человеческий
· социальный
· административный
· политический
· символический» (Радаев, 2002)
«Социальный капитал – это совокупность отношений, порождающих действия. Эти отношения связаны с ожиданиями того, что другие агенты будут выполнять свои обязательства без применения санкций» (Коулман, 2001). Эта одновременная концентрация ожиданий и обязательств выражается обобщающим понятием доверия Чем больше обязательств накоплено в данном сообществе, тем выше «вера в реципрокность», или взаимность и, следовательно, уровень социального капитала.
Свойства социального капитала (Радаев, 2002):
1. Не является атрибутом отдельного человека (в отличие от культурного и человеческого капитала)
2. Его объективированную структурную основу формируют сети социальных связей,
3. институциональная основа социального капитала – принадлежность к определенному социальному кругу, или членство в группе.
4. стратификационные различия воспроизводятся в рамках сетевой системы.
5. В своей вещной форме социальный капитал может воплощаться в таких вещах, как списки адресов и телефонов «нужных людей».
6. степень формализации социального капитала относительно низкая.
Методика № 9. « Шкала контроля за действием»
Инструкция:
Читайте внимательно каждый вопрос и ответы к нему, отвечайте не вдумываясь, правдиво то, что первым приходит в голову.
Интерпретация:
Испытуемая № 1.
Гриценко С.А.
Возраст – 39 лет.
Контроль за действием при неудачи: 4
Контроль за действием при планировании: 5
Контроль за действием при реализации: 9
Согласно выше ук ...
Вспомогательные методы психологии
Кроме основных методов исследования – наблюдения и эксперимента, - в детской психологии применяются вспомогательные методы. Вспомогательными их называют потому, что они либо применяются в дополнение к наблюдению к эксперименту, либо пригодны только для изучения каких-либо частных сторон детского развития, либо, важны только для разрешен ...
Особенности организации и проведения групповой игротерапии.
Игротерапия используется как в индивидуальной, так и в групповой форме. Главным критерием предпочтения групповой игротерапии является наличие у ребенка социальной потребности в общении, формирующейся на ранней стадии детского развития. Заключение о наличии у ребенка социальной потребности, решающим образом определяющей успех проведения ...
Разделы