Материалы » Взаимосвязь социального капитала с экономико-психологическими характеристиками молодежи » Социальный капитал. Теоретические подходы, история эволюции понятия, структура

Социальный капитал. Теоретические подходы, история эволюции понятия, структура
Страница 6

7. социальный капитал не отчуждаем от людей, которые им обладают.

8. измеряться социальный капитал может только через степень включенности в те или иные сети, а также через характеристики самих этих сетей – их размер и плотность, силу и интенсивность сетевых связей.

Как видно из вышеизложенных взглядов Раддаева на понятие «социальный капитал», основные идеи заимствованы у Бурдье и Коулмена, что отражает тенденцию интеграции различных подходов к интерпретации природы социального капитала с целью выработки внутренне непротиворечивой теории его функционирования и воспроизводства. Также перед современными исследователями стоит задача выработки концепции его структуры и системы эмпирических показателей, определения возможностей данной концепции в решении эмпирических задач исследования экономических отношений.

Вернемся от истории эволюций представлений возникновения подхода к рассмотрению составляющих социального капитала в современной науке.

Показатели социального капитала:

1. внутригрупповые нормы

2. развитие ассоциативной деятельности (социальные связи)

3. доверие

Доверие:

1. Главная составляющая социального капитала (продукт тех моральных норм и ценностей, которые сложились и функционируют в данном конкретном обществе с учетом его культурной специфики)

2. источник социального капитала

3. результат социального капитала

4. очень точный обобщенный показатель многих норм, взглядов и ценностей, которые лежат в основе социального сотрудничества.

Следует проводить различие между понятиями «доверие» (доверяют ли люди другим) и «надежность» (заслуживают ли люди доверия). Доверие может быть хорошим показателем надежности, но надежность описывает поведение, которое является результатом множества факторов, включая взаимосвязи и признанные ценности и нормы (Ланцман, 2007).

Виды доверия:

1. межличностное доверие между знакомыми (в кругу семьи, среди близких сослуживцев и соседей)

2. межличностное доверие между «незнакомыми»

3. доверие к общественным и частным институтам (Международные организации, органы правосудия, армия, образовательные учреждения)

Основные функции доверия (на межличностном уровне):

· создание условий коммуникации

· активация взаимодействия людей

Социальные связи

– тип социальных контактов между субъектами, имеющих более или менее устойчивый характер.

Функции:

1. придают социальному капиталу форму

2. увеличение объема социального капитала, что увеличивает возможности доступа индивидов к благам по сравнению с возможностями индивидов, располагающих меньшим его объемом.

Основные формы социальных связей (Woolcock, 1999):

1. Связи – «оковы». Относятся обычно к отношениям внутри семьи и в этнических группах

2. Связи – «мосты». Характеризуют отношения с не очень близкими друзьями, знакомыми и коллегами по работе

3. Связи – «звенья». Определяют отношения между различными социальными слоями в иерархии, где власть, социальный статус и благополучие доступны лишь определенным группам (Ланцман, 2007).

Концептуальными основами проведенного исследования взаимосвязи социального капитала и экономико-психологических характеристик молодежи являлись теоретические анализы и эмпирические исследования, посвященные феномену экономического сознания (исследования В.А. Хащенко, Н.А. Журавлевой, Е.В. Шороховой, концепция психологических отношений субъектов экономической деятельности в условиях изменения форм собственности на средства производства Познякова В.П., теоретический анализ Е.С. Шибановой, В.А. Хащенко и т.д.) «Экономическое сознание – это социальные представления, установки, отношения, оценки, мнения личности или социальной группы о различных явлениях экономического содержания».

Участники исследования:

59 респондентов, русские студенты Государственного университета – «Высшая школа экономики», 27 человек мужского пола (45%), 32 – женского (55%). Возраст испытуемых составлял 18–22 лет.

Процедура исследования.

Участникам предъявлялся для заполнения опросник, в который входили две методики, позволяющих оценить величину социального капитала и экономико-психологические характеристики. Бланки опросника предъявлялись исследователем очно респондентам в индивидуальном порядке, и каждый респондент заполнял опросник индивидуально. Таким образом, порядок предъявления методик для всех испытуемых был одинаковым.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 


Фазы игрового цикла.
Фаза воздержания. Характеризуется воздержанием от игры главным образом из-за отсутствия денег, давления микросоциального окружения или выраженного депрессивного состояния из-за очередной игровой неудачи, связанной с неспособностью проконтролировать свой игровой импульс. Фаза «автоматических фантазий». Главной характеристикой является у ...

Анализ результатов первичного исследования по методике Н.Г. Лускановой
Цель: анализ уровня школьной мотивации. Дата проведения: 30.04.2005г. Общий уровень школьной мотивации в группе низкий. Четверо учащихся (01, 07, 09, 10) -40% имеют низкий уровень школьной мотивации. Они посещают занятия неохотно, испытывают трудности в познавательной деятельности, испытывают затруднения в социально-психологической дез ...

Нефармокологические зависимости
К нехимическим относятся азартные игры (гэмблинг), сексуальная и любовная аддикции, аддикция отно­шений, работогольная аддикция, аддикция к трате денег, ургентные аддикции, а также аддикция к еде (переедание и голодание. Из вышеперечисленных два термина — аддикция отно­шений и ургентная аддикция — требуют пояснения. Аддикция отношений ...