Вы, несомненно, не один раз были в театре, на концерте, смотрели выступление актеров по телевидению. Вспомните, как они жестикулируют, заканчивая выступление, прощаясь с публикой. Самый частый жест -- поклоны как символ благодарности за теплый прием, за аплодисменты. Или, стоя на авансцене, актер широко разводит руки в стороны, как бы заключая в объятья сидящих в зале. Используется еще такой жест: руку (руки) прижимают к груди и низко кланяются. Этот жест символизирует сердечное отношение, любовь актера к зрителям.
Другая картина. Передача КВН. Ведущий Александр Масляков представляет судей. Один, когда называют его, встает, поворачивается к сидящим в зале, делает кивок головой; другой поднимает обе руки вверх, соединяет ладони и покачивает руками; третий кланяется; четвертый приветливо машет рукой.
Такие жесты условны и называются они символическими
.
Некоторые из них имеют вполне определенное значение. Например:
· Скрещенные руки указывают на защитную реакцию.
· Руки, заведенные за голову, выражают превосходство.
· Руки в боки -- символ непокорности.
· Обхватить руками голову -- признак неприятности или беды.
Символический жест нередко бывает характерен для ряда типовых ситуаций. Так,
· Существует жест предельности (категоричности)
-- сабельная отмашка кистью правой руки. Он сопровождает выражения: Никогда не соглашусь; Никто не знает; Ничего вы не найдете; Это совершенно ясно; Абсолютно не об этом.
· Жест интенсивности
-- рука, сжатая в кулак (вариант: два кулака). Он используется, когда говорят: Он очень упорный; Какая она упрямая; В нем чувствуется такая собранность, активность; Честолюбив он страшно.
· Известен также жест отказа, отрицания
-- отталкивающие движения рукой или двумя руками ладонями вперед. Этот жест сопровождает выражения: Нет, нет, нет! Не надо, не надо, прошу вас; Никогда, никогда туда не поеду!
· Жест противопоставления
-- кисть руки исполняет движение в воздухе "там" и "здесь". Жест сопровождает фразы: Пришли и молодые и старые; Нечего туда -- сюда ходить; Одно окно на север, другое на юг. Годятся скамейки и большие и маленькие.
· Жест разъединения, расподобления
-- ладони раскрываются, "разъезжаются" в разные стороны, жест сопровождает фразы: Это совершенно разные приемы; Это надо различать; Мы это разъединили; Они разошлись; Братья разъехались.
· Жест объединения, сложения, суммы
-- пальцы соединяются в щепоть или соединяются ладони рук. Такой жест используется при произнесении фраз: Они хорошо сработались; Очень они подходят драг к другу; Мы с вами умеем находить контакты; А если вместе это положить? Давайте соединим усилия; Только объединившись, можно победить.
Заканчивая разговор о жестах, подчеркнем, что жестами следует пользоваться осторожно. Неоправданный жест, жест ради жеста не украшает речь.
Лучшим жестом считается тот, которого не замечают
, который сливается органически со словом и усиливает воздействие слова на слушателей.
Методы диагностики восприятия
Методика «Чего не хватает на этих рисунках?»
Суть этой методики состоит в том, что ребенку предлагалась серия рисунков, представленных на рисунке 5.
Рисунок 5. Материал к методике «Чего не хватает на этих рисунках?»
На каждой из картинок этой серии не хватает какой-то существенной детали. Ребенок получал задание: «Определи и назови ...
Аффективные функции
Аффект - быстро возникающее и бурно протекающее кратковременное эмоциональное состояние, отрицательно влияющее на психику и поведение человека. Если настроение это сравнительно спокойное эмоциональное состояние, то аффект это эмоциональный шквал, внезапно налетевший и разрушивший нормальное душевное состояние человека.
Аффект может воз ...
Специфика проявления агрессивного поведения в дошкольном возрасте
Агрессивность ребёнка достаточно неоднородна. С одной стороны, она может служить способами самозащиты, отстаивания своих прав, удовлетворения желаний и достижения цели. Выраженная в приемлемой форме агрессия играет важную роль в способности адаптироваться к обстановке, познавать что-то новое, добиваться успеха.
Классифицировать проявле ...
Разделы