Дальнейшее развитие системы понятий, описывающих феномен уровня притязаний и указывающих на степень его реалистичности, прежде всего выразилось во введении различного типа целевых отклонений. Так, для обозначения субъективного расстояния между актуальной целью (уровень притязаний в данный момент) и идеальной целью был введен термин "внутреннее противоречие" (inner discrepancy); несоответствие между актуальной целью (action goal) и уровнем ожидаемого исполнения (level of the expected performance) было обозначено как "несоответствие цель- ожидание" (goal - expectation discrepancy); разница между уровнем притязаний в настоящий момент и уровнем трудности цели, выбранной в предыдущей попытке, была названа отклонением "прошлый поступок-цель" или просто "целевым отклонением" (goal discrepancy); "несоответствие достижения" (attainment discrepancy) определялось как разница между уровнем притязаний и величиной достижения[10].
Таким образом, для более детального описания особенностей уровня притязаний личности выделяются различные по степени реальности уровни; "уровень идеальной цели", "уровень ожиданий", "уровень прошлого достижения", "уровень настоящего достижения". Отклонение уровня притязаний от различных уровней реальности служило для психологов основной характеристикой процесса целеполагания. Развитие описанной выше системы понятий приводит к тому, что одной из основных характеристик уровня притязаний как черты личности становится "реалистичность" индивида.
Реалистичность притязаний означает ориентацию субъекта на определенную плоскость реальности. Люди, обладающие реалистичным уровнем притязаний, отличаются уверенностью в своих силах, настойчивостью в достижении цели, большей продуктивностью, критичностью в оценке достигнутого.
Притязания, достижения, ценности (академические, социальные, этнические) могут оказывать влияние на выбор цели (Bagley, 1986). Так, например, в исследованиях австралийских ученых обнаружено, что англоязычные граждане Зеленого континента (составляющие большинство жителей Австралии) выбирают более престижные профессии, которые имеют высокий статус у жителей страны, чем представители небольших этносов (испано-говорящие, выходцы из Азии). Было также обнаружено, что подростки, чьи родители имеют высокое социально-экономическое положение в обществе стараются выбирать (поступая в соответствующие учебные заведения) престижные профессии.
Было проведено много исследований, касающихся влияния притязаний на успех-неуспех в профессиональной сфере. В исследовании Т.Тивана и Б.Смита постулируется мысль о том, что люди с высокой боязнью неудачи и с низкой потребностью в достижении имеют низкие профессиональные притязания и низкий профессиональный престиж[10].
В рамках исследований притязаний как показателей мотивации достижения изучалась связь профессиональных целей, собственных установок с параметрами достижения (экспертными статусом, достижением независимости, жадностью, соперничеством, отношением превосходства, статусом равенства)
В последние годы популярным становится изучение механизмов уровня притязаний на компьютере. Делаются попытки связать процесс выбора задач разной сложности (в компьютерном варианте) с мотивационной сферой субъекта: выделяются показатели динамических особенностей мотивационной регуляции деятельности индивида, происходит разбиение испытуемых на группы в зависимости от преобладающей мотивации по структуре целеполагания [1]. Данные исследования представляют собой попытки показать возможность эффективного изучения механизмов УП в машинном варианте (без непосредственного контакта с испытуемым), которые, по существу, приводят к излишней детализации в анализе целеполагания и, в целом, упрощают представления об этом процессе.
Классификация
видов памяти по характеру психической активности
Классификация видов памяти по характеру психической активности была впервые предложена П. П. Блонским. Хотя все четыре выделенные им вида памяти не существуют независимо друг от друга, и более того, находятся в тесном взаимодействии, Блонскому удалось определить различия между отдельными видами памяти.
Двигательная (или моторная) пам ...
Объектные и субъектные свойства человека индивида
Субъективная картина жизненного пути в самосознании личности всегда строится соответственно индивидуальному и социальному развитию, соизмеряемому в биографо‑исторических датах, событийной представленности. Выделяются следующие события: внешней среды, биографические, поведения, внутренней жизни и события впечатления. К событиям вне ...
Опыт практической работы МДОУ №12 г.Зеи
Работа с агрессивными детьми осуществляется в различных формах: профилактической индивидуальной беседы, интервью, диагностики, психологического консультирования, индивидуальной и групповой психокоррекции.
На первом этапе работы специалисты ДОУ №12 стремятся создать атмосферу доброжелательности, оптимизма, непосредственности, искренност ...
Разделы