Фонетико-фонематическое недоразвитие речи
Страница 1

В группы с фонетико-фонематическим недоразвитием ре­чи принимаются дети с нормальным слухом и нормальным интеллектом для обучения на срок 10 месяцев — с сентяб­ря по июнь. У таких детей отмечаются нарушения звукопроизношения, незаконченность процесса формирования фо­нематического восприятия и некоторое отставание лексико-грамматического развития.

Причины нарушений могут быть механические (органиче­ские) и функциональные.

Механические нарушения вызываются органическими де­фектами речевого аппарата, его костного и (мышечного строения. Это:

укороченная 'подъязычная 'связка;

малоподвижный язык — большой;

слишком маленький и узкий язык;

дефекты строения челюсти:

а) прогнатия;

б) прогения;

в) открытый прямой прикус;

г) открытый боковой прикус;

д) неправильное строение зубов;

неправильное строение неба:

а), готическое — узкое, высокое;

б) низкое, плоское;

толстые губы с отвислой .нижней губой 'или укороченной малоподвижной верхней.

К функциональным причинам относятся:

неправильное воспитание речи ребенка в семье, в кото­рой взрослые “сюсюкают” с малышом;

подражание людям с неясной и косноязычной речью;

двуязычие в семье;

педагогическая запущенность;

недоразвитие фонематического слуха;

долгое сосание соски, вследствие чего образуется недо­статочная подвижность органов артикуляционного аппара­та: языка, нижней челюсти;

снижение слуха.

При обучении произношению детей и подготовке их к обу­чению грамоте в группе с фонетико-фонематическим недо­развитием всегда надо учитывать, что при любом виде фо­нематического и речевого недоразвития неполноценными ока­зываются также фонематический слух и слуховое восприя­тие. В процессе формирования звукопроизношения необходимо выработать умение четко различать противопоставлен­ные друг другу звуки (фонемы).

Формирование фонем, завершающее усвоение звуковой си­стемы языка, как считает известный педагог русского язы­ка А. И. Гвоздев, происходит тогда, когда ребенок начинает распознавать прежде смешивающиеся звуки и использовать их для различения слов в соответствии с имеющейся в язы­ке традицией. Система фонем возникает тогда, когда уста­навливается разветвленная сеть противопоставлений, раз­граничивающих, например, взрывные и фрикативные, носо­вые и неносовые, твердые л мягкие, звонкие и глухие звуки.

Признаком фонематического недоразвития фонем у детей является незаконченность становления и дифференциации звуков, отличающихся тонкими артикуляционными или аку­стическими признаками. Речь идет о свистящих и шипящих, сонорных “р” и “л”, звонких и глухих, твердых и мягких звуках.

При фонематическом недоразвитии обнаруживается ряд особенностей при произношении звуков и их употреблении в речи:

— аморфное, неотчетливое произнесение звуков;

— недифференцированное произнесение пар или групп звуков. Так, например, “с” и “ш” заменяются ) Мягким зву­ком “щь”. При этом ребенок произносит “шьяпка” вместо “шапка” и “шьяни” вместо “сани”;

— замена звуков более простыми по артикуляции (вме­сто “р” “ль”) некоторые дети всю группу свистящих и ши­пящих заменяют взрывными, более простыми при артикуля­ции — “т, ть, я, ль”; они произносят “тапка” вместо “шап­ка”, “дук” вместо “жук”;

— нестойкое употребление в речи звуков: в этом случае одно и тоже слово ребенок произносит различно в разных контекстах или при неоднократном повторении;

— смешение звуков в речи: в одних случаях ребенок употребляет звук правильно, в других их взаимозамещает;

— произнесение звука “р” одноударное, щечное или губ­ное “ш”, “ж”, сходное с “у”, “ы”, “в” или заменой на “л;>.

Все эти особенности в большинстве случаев являются показателями незаконченности процесса приспособления ар­тикуляции. Нередко на фоне общего недоразвития отдель­ные звуки оказываются сформированными, но произносятся с дефектом. Например: звук “р” может быть горловым, бо­ковым, губным, свистящим, а шипящие —щечными, меж­зубными.

Страницы: 1 2


Формирование детской агрессивности
В первые годы жизнь ребенка всецело зависит от родителей, особенно матери: именно она дает ему еду, защиту, обслуживает и согревает чувством любви и принятия. В этот период, больше, чем в любой другой, он ищет родительского внимания и одобрения своего поведения. Проявления агрессивности являются одним из механизмов привлечения внимания ...

Теоpетико - информационный подход к исследованию “языка” животных
Суть этого подхода в том, что в экспериментах испытуемым животным предлагается передать заранее известное экспериментатору количество информации, и при этом измеряется время, затраченное на ее передачу , т.е. оценивается скорость передачи информации. Исходим из того, что кроме перечисленных выше свойств языка – таких как продуктивность, ...

Приложения
Приложение 1 Социометрический метод Общая схема действий при социометрическом исследовании заключается в следующем. После постановки задач исследования и выбора объектов измерений формулируются основные гипотезы, т.е. предположение, которое выдвигается как временное на основе имеющихся наблюдений и уточняемое в последующем эксперимент ...