Точно так же и с окружающими людьми. Близкие, деликатные, доброжелательные люди действуют успокаивающе, ободряюще. Он их не стесняется, чувствует себя с ними легко, уверенно, но обособленно, и речь значительно лучше, чем с теми, кого он боится, не знает, стесняется.
Поэтому-то на речевых занятиях важно предусмотреть подбор не только самих речевых упражнений, но и различных ситуаций, в которых должны проводиться занятия.
В зависимости от обстановки последовательность речевых упражнений может быть выражена так:
тренировка правильной речи в хорошо знакомой, привычной обстановке; в малознакомой; в незнакомой, чужой.
В зависимости от общественного окружения : В одиночестве (здесь обычно дети говорят совершенно свободно) ; с близкими и друзьями; с воспитателями ; с малознакомыми людьми; с незнакомыми.
И наконец, деятельность заикающегося ребенка также может влиять на качество его речи в зависимости : а) от вида ее (дидактические и подвижные игры, рисование, лепка и пр.); б) от степени сложности (элементарные действия, комплекс действий) и в) от отношения ее к речи во времени (описание того, что есть, было или будет).
Так, на занятиях по ручной деятельности с заикающимися дошкольниками логопед Н.А. Чевелева обнаружила, что речь у них лучше, когда они непосредственно сопровождают свои действия словами, т.е. одновременно проговаривают, что каждый из них в данный момент делает.
Например : « Я отрезаю полоску бумаги»; «Я скатываю шарик из пластилина»и т.д. При этом, безусловно, чем проще действие, тем легче ребенку его описать.
Значительно труднее заикающемуся ребенку рассказать о предстоящих своих действиях, тем более если они сложные. Здесь нужно предварительно представлять себе мысленно весь процесс выражения своих мыслей. Ребенок в данном случае лишен возможности опереться на зрительный и тактильный анализаторы, как это он делает при описании. Все это затрудняет его речь, способствует учащению и усилению запинок.
Вот почему при подборе речевых упражнений в зависимости от деятельности ребенка должна предусматриваться следующая последовательность их усложнения :
Виды деятельности (от спокойных к подвижным и эмоционально насыщенным) |
Сложность деятельности |
Отношение деятельности к речи во времени |
Дидактические игры (лото, домино) Занятия по лепке, рисованию, аппликации Общеобразовательные занятия (обучение счету, родному языку, труд) Подвижные игры Творческие и ролевые игры, инсценировки Репетиции к утренникам или концертам Участие в утренниках, концертах |
От элементарных, простых движений, действий до сложных комплексов движе-ний и действий. |
Настоящее время Прошедшее время Будущее время |
Как видно из изложенного, факторов, от которых в известной мере зависит появление или исчезновение речевых запинок у заикающихся детей, очень много. Какие же из них главные ? Что принять за основу ? Степень самостоятельности ? Подготовленности ? Сложность структуры ? Громкости ? Плавности и ритмичности ? Обстановки и общественного окружения ? Видов деятельности ?
Все перечисленные факторы имеют значение для перевоспитания речи заикающихся детей. Недооценка одного из них будет мешать успешности или прочности вырабатываемых навыков правильной речи у ребенка, может неожиданно спрвоцировать заикание после, казалось бы, успешного завершения речевых занятий. Поэтому логопед должен приложить все свое умение и знания, чтобы ничто не помешало успешному проведению занятий и не вызвало рецидива.
Существование такого многообразия факторов, влияющих на состояние речи заикающегося ребенка, позволяет логопеду комбинировать различные виды речевых упражнений так, чтобы всегда предугадать возможность возникновения речевых судорог и избежать их. Также возникает возможность для тренировки правильной речи и фиксирования на ней внимания заикающегося ребенка. А в случае срывов логопед должен помочь ребенку опереться на знакомые и легкие для него речевые стереотипы, для того чтобы заикающийся вновь мог преодолеть речевые трудности.
Наглядность и технические средства обучения
[27]На логопедических занятиях с заикающимися используются соответственно их возрасту общепринятые в учебном процессе пособия и технические средства обучения и специфические, направленные непосредственно на коррекцию неправильной речи.
К первым относятся: учебные наглядные пособия, учебники, литература, произведения искусства, настольные игры, маски, кукольный и пальчиковый театр, диафильмы, радио- и телепередачи, магнитофонные записи, пластинки и пр.
Психология детства
План изложения
Введение.
Сегмент 1. О середине детства от 5 до 7 лет.
Чувствительность ребенка к психическому воздействию чужих людей. Феномен лжи - образ “не я”. Проявления психического Я ребенка. Кризис 6 лет. Феномен успешности. Проблемы мотивации учения.
Сегмент 2. О конце детства от 8 до 12 лет.
Проблема установления и осущест ...
Анализ результатов первичного исследования по опроснику Басса-Дарки
Цель: исследование уровня агрессивности. Дата проведения: 22.04.2005г. Проанализируем данные полученные при использовании опросника.
Прежде всего, обращает на себя внимание высокий уровень враждебности в группе – 11 б., при верхней границе нормы 10 баллов. Согласно полученным данным высокая враждебность наблюдается у семерых учащихся ( ...
Взгляды и теории отечественных и зарубежных психологов в исследованиях
синдрома дефицита внимания с гиперактивностью
Синдром дефицита внимания с гиперактивностью считается одним из основных клинических вариантов минимальной мозговой дисфункции. Долгое время единый термин для обозначения отклонений в развитии личности отсутствовал. Большое число работ отражало различные концепции авторов, в названии синдрома использовались наиболее часто встречающиеся ...
Разделы